Путь мистика

4/15/2024, No Comment

Пролог к сборнику писем св. Екатерины Сиенской, авторства Людмилы Грыгель, II. Мысль, Вступление.

В нынешнем сборнике писем святой Екатерины Сиенской читатель найдет все наиважнейшие темы ее мистической доктрины. Множественные фрагменты писем являются непосредственным, иногда поспешным и хаотичным, рассказом обо всем том, что Екатерина узрела и пережила во время мистических соединений с Богом. Эти слова – попытка описать ее общение с Богом, то есть ту действительность, которую никоим образом точно описать невозможно. Екатерина Бенинказа, как каждый мистик, пользуется часто образом и символом, поскольку они лучше, чем абстрактные понятия, передают содержание и атмосферу мистического переживания, которое является опытом, созерцанием, а не спекуляцией разума. Мистик испытывает присутствие Бога, видит Его ослепительное сияние, «прикасается» к Трансценденции, а значит переживает то, что словом выразить невозможно. Познание Бога у мистика не имеет характер философской спекуляции. Мистик познает благодаря вере, которую святая Екатерина называет «зеницей ока интеллекта», а также благодаря любви. Познание мистика устремляется туда, куда направляет его пламенная, горячая любовь. Мистик познает истины, известные каждому христианину из Откровения, но поскольку он созерцает их в свете присутствия Бога, с которым он тесно соединен, может их приблизить и объяснить лучше и проще, чем ученные экзегеты. Мистик ходит проторенными дорогами догматов, но – как это прекрасно назвал Анри Бергсон – оставляет на них огненный след.

Трудно описать огненный след, оставленный святой Екатериной Сиенской на путях христианской доктрины, тем более что она не оставила систематического изложения своей мистики, не принадлежала к какой-либо школе внутренней жизни, и не основала новую. Ее духовная жизнь – постоянный экстаз, постоянное возношение к Богу, которому сопутствуют необычайные мистические благодати (обручение, стигмы), болезненные терзания, как физические, так и духовные, а также моменты великого утешения и радости. Она оставила нам только небольшую часть этой безграничной действительности; но мы можем все-таки прочувствовать ее богатство. Учение святой Екатерины дошло до нас будь то в форме отчета, продиктованного Святой своим секретарям (Письма и Диалог), будь то в форме заметок секретарей, записывающих слова Екатерины, произнесенные в мистическом экстазе (Молитвы и некоторые эпизоды в биографиях).

Екатерина Бенинказа была женщиной импульсивной, чувствительной и необразованной, поэтому и ее рассказ о прикосновении к наибольшим Божественным Тайнам прост, непосредственен и не отягощен теологическими или философскими вопросами. Богатство и красота ее мысли можно открыть только в непосредственном контакте с ее текстами. В этом вступлении к сборнику писем я выбрала несколько пунктов, на мой взгляд наиболее существенных для понимания характера и оригинальности мысли этого великого мистика.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий