Пролог к сборнику писем св. Екатерины Сиенской, авторства Людмилы Грыгель, II. Мысль, 1.
Все мысли и переживания Екатерины Сиенской, как и каждого мистика, концентрируются на Боге; единение с Ним является ее наибольшей жаждой, а личный, непосредственный контакт с Ним – инспирацией ее учения и действий. Для этой живой, энергичной терциарки быть с Богом – дело самое важное и первоочередное по сравнению с каким бы то ни было иным действием, которое является плодом ее контакта с Богом, реализацией Его воли.
Отношение Бог-человек определяет и укрепляет двойное познание: познание Бога и самого себя, то есть познание Всемогущества Божьей Любви и человеческой слабости. Результатом этого познания должна быть любовь к Богу и смиренное признание собственного несовершенства. Поэтому, это познание не приводит к увеличению базы знаний, а к возрастанию любви, которое не заканчивается смертью. Екатерина часто возвращается к словам Христа, услышанных во время мистического видения: «Я – Тот, Кто Есть, а ты – та, которой нет». Эти слова совершенно не означают отрицание ценности и свободы человеческой особы, но напоминают о зависимости человека от Бога. Эта зависимость, которую Екатерина четко выделяет, не заключается в порабощении и унижении человека, поскольку определяет его взаимная любовь, а любовь всегда создает пространство для свободы человеческой особы. Человек обязан своим существованием Богу, был Ним извлечен из небытия только и исключительно из любви. Тот, кого нет, существует благодаря Тому, Кто Есть. Человек таким образом зависимый от Бога одновременно свободен и независим от всего, что Богом не является. О тождестве человеческой личности, о ее огромном достоинстве и красоте свидетельствует творящий акт Божьей Любви, призывающий к жизни человека (творение, как говорит святая Екатерина) из ничего и дарующий ему подобие Творца. Бог в Троице Единый запечатлел свой образ на человеческой природе, даровав ей тройственную силу – которую Екатерина иногда представляет, как трое врат, ведущих в город души – память, разум и волю. Память хранит действие Божьей благости и любви, разум познает Бога, а воля пробуждает в человеке желание любить Бога превыше всего. По воле Творца человек свободен; благодаря своей свободе он смог решится на бунт против Бога. Вследствие этого бунта людской род попал в неволю греха, но любовь, которую Бог вечно питает к своему творенью, заставила Его искупить людей из неволи. Выкупом же была кровь Сына Божьего. «Сошествие» Искупителя является проявлением той самой пламенной любви, которая руководила Богом в акте творения.
Искупление является как бы повторением творения, поскольку выражает ту же самую любовь Творца и возвращает человеку его первичную красу и подобие Богу. Любовь Бога к падшему людскому роду была столь огромной, что заставила Бога-и-Человека (выражение Екатерины) смиренно претерпеть оскорбления и пытки, а потом – страшную смерть на Кресте. Екатерина со своеобразной логикой говорит, что вбитые палачами гвозди, не были в состоянии удержать Христа на Кресте, так как разбойников, но Его пригвоздила любовь к порабощенным потомкам Адама. Христос искупил всех и навсегда стал посредником между землей и небом. Екатерина выражает эту истину образно, сравнивая Христа с мостом, переброшенном над ревущим потоком мирских искушений и страстей, мост ведущий с земли в небо. Человек может всегда войти на этот мост, чтобы избежать смерти в водоворотах греха, чтобы посуху прийти к Богу. Даже если он упадет, может схватится за опору и снова войти на мост. Этапы восхождения человека к Богу являются этапами духовного созревания человека и совершенствования его любви. Поясняя эти этапы, Екатерина использует ближайшим её духовности образом Христа Распятого (письмо CCLXXIX). Первый этап – стопы Распятого; человек любит любовью корыстной, подкупной, но, если он все же пришел под Крест, значит, что ищет Бога. Второй этап – пронзенный бок Христа, является моментом очищения в крови, благодаря чему человек начинает любить Бога как друг. Это тот момент, когда Бог еще молчит, а огромный мрак окутывает разум человека, идущего на тепло огня Божьей Любви, который бьет из открытого бока Христа. Каждый грешник, который пойдет в сторону тепла Божьей Любви может в конце концов укрыться в открытом боку Распятого и омыться в Его крови. В видениях святой Екатерины бок Христа является как бы вратами неба, в которые входит или одиночный грешник, или все человечество. Окончательное единение и встреча с Богом лицом к лицу наступает на третьем этапе, когда человек достигает уст Христа Распятого, когда любит Бога верной сыновней любовью. Тогда человек испытывает огромное утешение; хотя смертный питается пищей бессмертных, поскольку общается с Богом и полностью преображается благодаря наитеснейшему единству с Тем, Кто Есть. Тогда исполняется наибольшее желание человеческого сердца, «чтобы смертное поглощено было жизнью» (2Кор 5,4). Описание мистического единения, содержащееся в письмах святой Екатерины Сиенской, является одним из наилучших и наиболее глубоких описаний, какие передала нам католическая мистика. Трудный переход человека от позиции корыстного эгоиста к отношению покорного и любящего сына фактически является путем человека к святости, заключающейся в соединении с Богом в любви. Совершенство человека измеряется совершенством его любви. Любовь решает о тождестве человеческой особы с момента творения, поэтому и является фундаментальной ценностью духовной жизни. Человек не может жить без любви, утверждает святая Екатерина; чтобы жить достойно, чтобы познавать, должен любить. Человека характеризирует лучше всего то, что он любит и как любит. Поэтому Екатерина почти в каждом письме призывает любить Бога и ближнего, а не преходящие как ветер богатства и мирские почести. Любовь человека будет крепкой и чистой, если он никогда не выпустит из рук обоюдоострый меч любви (к добродетелям) и ненависти (к порокам). Этим мечем можно убить грех, который является предательством Бога и отречением от достоинства Божьего творения, ибо грех стирает в человеке образ и подобие Божье. Грех – это отказ от призвания человека к единству с Богом и к любви. Однако, даже наибольший грешник сохраняет под слоем грязи и нечистот подобие Творца, который постоянно любит взбунтовавшегося человека и ждет его возвращения. Поэтому святая Екатерина, кроме резких порицаний грешников, напоминает им о нежности Бога Милосердного и трактует их с уважением, причитающемуся каждому творению. Она глубоко убеждена, что грех не оправдывает ненависть и презрение к человеку (чтобы это понять, следует обязательно прочитать письмо к блуднице, CCLXXVI). Грешник может всегда вернуть изначальную красу и чистоту, смывая с себя грязь грехов кровью Христа, пролитой с пламенем любви. Любовь преображает, а кровь очищает, поэтому святая Екатерина со своеобразной простотой и силой часто повторяет, что не может быть любви без крови, и крови без любви. Кровь Христа, пролитая на кресте, определила путь человека к спасению.
Отправить комментарий