Кровь и огонь

5/03/2024, No Comment

Пролог к сборнику писем св. Екатерины Сиенской, авторства Людмилы Грыгель, II. Мысль, 2.

Любовь Бога к человеку проявилась прежде всего в творении, а потом – когда человечество попало в неволю греха – в пролитии крови Сына Божьего. Кровь стала откупом за невольников греха. Кровь имеет такую огромную силу, что освобождает и очищает любого грешника во веки веков.

В мистическом опыте святой Екатерины кровь Христа, пролитая с великим огнем любви, является не только наводящим на размышление символом или литературным примером, но реальной ценностью, наиважнейшим моментом в драме Искупления. Кровь Христа, пролитая с великим огнем любви, является центром ее размышлений и учения. Посему весьма метко Папини назвал доктрину Екатерины teologia purpurea.

Современного читателя, тем более читателя не привыкшего к итальянской экзальтации и любви к экстраверсии, может задеть постоянное возвращение Екатерины к сладостной (часто она говорит «сладчайшей») крови Христовой, которая упаивает, омывает, в которую погружаешься и тонешь. Нужно, однако принять во внимание, что за этими словами скрывается заостренное виденье богатой и скорбной спасительной действительности, над которым наше нордическое благочестие наверно никогда так подробно не осмысливало. Может только «Горечь скорби» является родственной Екатерине попыткой размышления над искупительной жертвой Сына Божьего. Натуралистическое описание страданий Христа не продиктовано старательностью летописца, но осознанием величия Его жертвы, выраженной необычайно убедительным способом пламенной любовью всемогущего Бога к слабому человеку. Кровь Христа является внешним, материальным символом Божьей любви и благодати. Екатерина говорит, что кровь покрывает нас одеянием благодати. Кровь – осязаемый довод Божьей помощи, поскольку человек облачиться в кольчугу крови и сражаться в ней с тремя своими основными врагами: миром, телом и сатаной. Кровь омывает его от грязи грехов, извлекая из-под слоя грязи отпечатанный в нем образ Бога. Тогда человек возвращается к единству со своим Творцом, описанном Екатериной как несказанное счастье и утешение. Чтобы выразить это состояние можем воспользоваться библейским образом и сказать, что человек очищенный и преображенный в крови вечно прогуливается с Богом в саду обретенного наново Рая.

Столь сильно подчеркнутый Екатериной культ крови Христовой не является только характерной чертой ее духовности, это – постоянный элемент благочестия всей общины Церкви, тем не менее всегда были мистики, которые особенно были к нему чувствительны. Достаточно вспомнить слова мистика XX века, недавно причисленной к лику блаженных, французской кармелитки Елизаветы Святой Троицы, которая говорила после исповеди: «Чувствую, что я вся красная от крови нашего Господа».

Для Екатерины Сиенской исповедь – это крещение кровью и огнем; грешник омывается Кровью и воспламеняется любовью. С того момента, когда Христос умер на кресте за всех людей, никто не может вернуться к Творцу иначе как через омовение в пролитой за него крови, не может вернуться в состояние благодати иначе, как только через омовение в крови Христовой. Кровь утоляет глубочайшую человеческую жажду соединения с Богом. Поэтому, часто повторяемый Екатериной призыв утонуть в крови, упиться нею, является попросту призывом погрузиться в самого Бога и наслаждаться Ним. Кровь Христа имеет такую огромную силу, потому что была пролита из любви. С тех пор как крест Христов был воздвигнут в человеческой истории, не может быть огня любви без крови и крови без любви. Этой краткой формулой Екатерина выражает всю динамику жертвенной любви Бога, которая призывает человека и требует от него ответа. Бог не оставляет человека в одиночестве с его жаждой любви, но – поскольку сотворил человека по своему образу и подобию, а сам Он является любовью – создал человека способным давать и принимать любовь. «Я – огонь, а вы – искры» - сказал Христос святой Екатерине. Поэтому, в каждом человеке тлеет искра, исторгнутая из огромного огня Божьей любви, в каждом человеке теплится огонь любви, даже если он присыпан пеплом грехов или безразличия. Человеческая любовь – то есть искра Божьей любви – в состоянии преобразить и отдельно взятых людей, и весь мир. Екатерина сказала своим ученикам: «Если вы станете тем, чем должны быть, разожжете огонь во всей Италии» (письмо CCCLXVIII). Эти слова, выражающие веру в огромную силу любви, собственно, были обращены к каждому христианину, ради которого Сын Божий пролил свою кровь с великим огнем любви.

Кровь Христа, пролитая на кресте, является даром, который обогащает, но и обязывает. Каждый христианин имеет доступ к этому бесценному сокровищу, может погрузиться и очиститься в крови, но он также должен – как бы в знак благодарности – пролить собственную кровь, если необходимо, защищая Христову веру и Церковь. Так как человек, искупленный кровью Сына Божьего, уже не мучеником (свидетелем, в дословном значении слова martyr) сатаны, но мучеником (свидетелем) Бога. Святая Екатерина понимает мученичество двояко: говорит о мучениках, проливших кровь, но говорит также о бескровном мученичестве, то есть о мученичестве мучительной, скорбной жажды спасения людей и блага Церкви. Мистик из Сиены просила благодати пролить кровь за Церковь, но даровано ей было бескровное мученичество. Современник Екатерины – Иоганн Таулер называл его мученичеством любви. Он говорил: «Некоторое погибают мученической смерть от меча, иные же испытывают мученичество любви, которое венчает их изнутри, в их наиболее интимной глубине». Мученичество любви Екатерины Сиенской было тяжким даванием свидетельства истине, жертвованием Церкви трудов, страданий и постоянной молитвы, то есть – всей жизни.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий