«Сумма теологии» Роланда

1/11/2021, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Роланд Кремонский, или позиция теологии в тулузском университете, I; Первый магистр теологии Ордена Проповедников, 3.

Уже на протяжении тридцати лет открывают, изучают и частично издают многие из творений Роланда Кремонского, а особенно его Сумму теологии.

Этот труд, в позднейшие времена известный как Summa fratri Rolandi, в рукописи носит титул Questiones super quatuor libros sententiarum, а самим автором был назван Liber questionum. Два последних названия напоминают суммы Вильгельма из Осер и Филиппа Канцлера, написанные в первом тридцатилетии XIII века, когда сумма как литературный жанр только формировалась. Это для нас очень ценная подсказка, поскольку означает, что это творение основывалось на вопросах, которые Роланд рассматривал во время своего обучения.

Если верить информации, заключенной во вступлении, конечную форму сумма получила в период короткого отдыха Роланда, то есть уже после его деятельности в Лангедоке. Должно было это произойти около 1234 года или немногим позже. Канонические аргументы, на которые Роланд охотно ссылается, зачерпнуты из Summa de poenitentia et matrimonio (1221-1229), его собрата по ордену Раймунда Пеньяфортского и из четырех канонических компиляций. Однако он не используются в ней Декреталии того же самого Раймунда, которые потеснили её в 1234 году. Хорошо зная арабов, он не упоминает Аверроэса, уже переведенного на Сицилии в 1227 г. и известного в Париже уже около 1231 года. С другой стороны, в Ломбардии, он был лишен своей теологической среды и доступа к солидной библиотеке. Его доктрина оставалась фактически неизменной с момента выезда в Тулузу. Собеседники, студенты, магистры, мысленные горизонты – все это типично для Парижа до 1230 года, а впоследствии для Тулузы. Он приводит частые аллюзии к тамошним околицам, мимоходом также показывает некоторые обычаи южной Церкви. Например, упоминает, что там не используют елеопомазание, и странным образом злоупотребляют отлучением. Он занимается большими и малыми проблемами повседневности, например типичным для сознания члена тулузского университетского общества, случаем: может ли получить отпущение тот, кто приехал, чтобы преподавать в Тулузе, если одновременно он пользуется жалованием, установленным согласно трактату из Мо? Не был ли приезд ради заработка поступком купца, недостойным отпущения? Роланд отвечает, что отпущения заслуживают те, кто действительно приехал преподавать, а вознаграждение принимают только потому, что без него не могли бы далее работать.

Конечно, иногда речь заходит также о еретиках, но ни в замысле, ни в содержании, ни даже в тоне Сумма не является полемическим творением. Рукописи Роланда в этом вопросе являются официальным опровержением тезиса, выдвинутого Августом Молинером, что первые доминиканские магистры из Тулузы «посвящали свои лекции опровержению альбигойских доктрин» и что «резкость их выражений многократно возбуждала против них народные страсти». Этот факт весьма знаменателен. Какими бы ни были обстоятельства основания университета в Тулузе и религиозная ситуация в этом городе, лекции теологии Роланда отвечали требованиям и не выходили за пределы позитивного равновесия лекций магистров из монастыря св. Иакова в Париже.

Его творение компактно и наделено чувством синтеза, характеризующим период продвинутой схоластики. В первой книге за пример берется Сумма Препозициана, в других – Золотая Сумма Вильгельма из Осера (1222-1225), строению которой оно следует в общих чертах, сохраняя, однако независимость в подходе к теме. Её редакция одновременно последовательна и прозрачна. Хотя эта книга не получила окончательной обработки, которая была бы необходима перед публикацией и в сохранившихся до нашего времени рукописях нет деления на части, то все равно легко его восстановить, поскольку в ней царит порядок. Каждый пункт доктрины раскрыт в надлежащем месте. Нет повторений, но находим безустанные ссылки к другим частям, или к уже готовым, или к тем, которые только должны быть написаны, так же и эти ссылки не обманывают читателя. Весь материал был собран и разделен на четыре книги. Первая обнаруженная рукопись не содержала третьей части, позднее, однако её обнаружили в другом месте и опубликовали. Была открыта также другая рукопись, содержащая три первые книги.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий