Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Роланд Кремонский, или позиция теологии в тулузском университете, I; Первый магистр теологии Ордена Проповедников, 4.
Страница комментария к Книге Иова, св. Григория Великого
Мы бы совершили ошибку, думая, что Сумма – это своеобразное собрание лекций Роланда Кремонского, прочитанных в школе при монастыре св. Иакова или в университете Тулузы. Сумма предоставляет нам только материал для ознакомления с частью этого преподавания, а именно – вопросов, дискутированных во время школьных занятий, которые начинали в то время играть основную роль в теологических исследованиях. Однако, согласно с принятым обычаем, преподавание парижского магистра заключалось главным образом в поочередном комментировании книг Библии. Такую ценность представляет комментарий Роланда Кремонского к Книге Иова, найденный отцом Дунденом. Является он свидетельством другой стороны учения Роланда.
Выбор именно Книги Иова имел свое значение. Огромный успех Moralia in Job Григория Великого привел к тому, что на протяжении веков вокруг комментария к этой книге Ветхого Завета накопилось множество элементов аллегорической, нравственной и аскетической теологии. Роланд же использовал эту традицию. Вступлением к этому комментарию является своего рода набросок истин христианской веры, основанный на плане Верую в Бога, то есть Апостольского символа веры. Это уже литературный жанр Compendium theologiae св. Фомы Аквинского. Заключает он рациональную апологетику истин веры. Если припомним, что Апостольский символ называли в те времена Regula fidei, то, несомненно, признаем эту первую часть комментария Роланда как инструмент, который он дает проповедникам, возвещающим Слово Божье, чтобы могли они выполнить задание, поставленное св. Домиником и епископом Тулузы в 1215 году Братьям Проповедникам и их сотрудникам: [ad] fidei regulam edocendam. В конце концов, весь комментарий отвечает программе 1215 года: «искоренять отступничество ереси, искоренять пороки, учить принципов веры и прививать в людях добрые нравы». Четыре основных намерения пронизывают эту работу: 1. Опровержение философии, исповедующую вечность мира, 2. Борьба с ересью катаров и вальденсов, 3. Реформа духовенства (особенно в последних книгах), 4. Формирование проповедников (особенно в первых книгах).
Здесь мы снова видим живую, позитивную и адаптированную для нужд сообщества ценность этого учения. Роланд не является ни крестоносцем, ни судьей. Он – человек университета, который со своими сотрудниками принес в Тулузу новый тип интеллектуала, который постепенно начал формироваться в христианстве, и который вскоре должен был сыграть важную роль в средневековым обществе: интеллектуала преданного служению истине.
Отправить комментарий