Идентификация

10/19/2020, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Доминик, школа при кафедральном соборе и университет в Тулузе, II; Учитель первых Проповедников, 2.

Николай Тривет в начале XIV века упоминает в своей истории королей Англии имя одного магистра. Был им Александр Стэйвенби, который в 1224 году стал епископом Ковентри и Личфилда. Датируя смерть этого епископа 1238 годом, он упоминает, как проверенный факт, что это именно он был тем магистром, который увидел Доминика и его братьев, входящих в его школу. При этом он добавляет, делая аллюзию к написанному в 1261-1262 годах рассказу из Vitae Fratrum Жерара де Фрашет и упомянутого также в Liber miraculorum Beate Mariae Virginis Варфоломея Тридентского (1245-1251), что этот же магистр, преподавая в Болонье в 1219 году, выражался о Братьях Проповедниках весьма теплыми словами. Эти слова он позднее записал в своих Postilles. Какую ценность представляют эти идентификации?

Александр Стэйвенби, который после смерти кардинала Стефана Лэнгтона стал одним из предводителей английского епископата, был большим другом и защитником Проповедников. Уже в 1227 году, уполномоченным папой, он помогал доминиканцам из Оксфорда. Потом он основал для них монастырь в Честере и подготовил основание в Дерби. В 1337 взялся за их защиту против Братьев Миноритов столь ревностно, что иногда она граничила с пристрастностью. Однако Annales из Уэверли говорят нам, что прежде чем он стал епископом, относился к папскому клиру. Епископом Ковентри и Личфилда он был назначен папой Гонорием на Пасху 1224 года и рукоположен был в Риме. Это бы один из редких в те времена примеров папской епископской номинации в Англии. Мы понимаем почему, когда он стал епископом, король сделал его своим представителем в Риме, а папа – в Англии. Наконец, он принадлежал к тем среди английских епископов, которые торжественно подчеркивали свою степень магистра, поскольку ранее преподавали. Его довольно необычные формулировки Constitutiones synodales более напоминают догматически-моральные лекции, чем творение канониста. Инициирует его послание, которое аж кишит дистинкциями и теологическими символами, а завершает его глава De poenitentia. Английский историограф уверяет, что обучался он в Париже, что подтверждается несколькими фактами, особенно тем доверием, которым он пользовался у Стефана Лэнгтона. Познакомился ли он с Проповедниками и привязался к их ордену в Риме, в Болонье, или – как это утверждают цитированные доминиканские источники – ранее, в Тулузе?

Если речь идет о Болонье, то рассказ 1219 года именует учителя, который так хвалил Братьев Проповедников, Александром (был ли это тот же самый магистр Александр, имя которого видим на документе Проповедников из Болоньи в 1221году?) и добавляет, что позднее он стал епископом в Англии, откуда и происходил. Во времена правления Генриха III (1216-1272) только один из епископов носил это имя, и был им именно Александр Стэйвенби. Эти совпадения весьма убедительные и позволяют нам вслед за Николаем Триветом отождествить магистра из Болоньи с епископом Ковентри.

Вынуждает нас это, однако поставить следующий вопрос. Не была ли переданная братом Арнульфом информация, относящаяся к Тулузе, только видоизмененным эхом рассказа о магистре Александре и первых доминиканцах из Болоньи? Таким образом, событие, в действительности произошедшее в Болонье, было бы перенесено в Тулузу. Такое объяснение нелегко принять. Ведь Доминика не было во время прибытия братьев в Болонью, он появился там только спустя два года после основания монастыря, когда братья уже там освоились и начали изучать теологию. Таким образом, информацию из Легенды нельзя свести к описанному в Vitae Fratrum.

Точность Николая Тривета в идентификации магистра из Болоньи склоняет нас принять предложенную им тождественность этого магистра с Александром Стэйвенби. Этот папский священник, который первоначально преподавал теологию в Тулузе, после начала восстания в городе переехал, по тем же причинам, что и св. Доминик, в Болонью, чтобы там далее исполнять свое служение. В 1224 году, согласно традиционному cursus honorum, он был назначен епископом в родной стране. Поэтому ничего удивительного в том, что брат Арнульф встретил его однажды при дворе короля Англии. В целом эта реконструкция кажется непротиворечивой и весьма правдоподобной, даже если невозможно полностью признать её доказанной.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий