Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Доминик, школа при кафедральном соборе и университет в Тулузе, II; Учитель первых Проповедников, 3.
Даже если указанная Триветом идентичность магистра из Тулузы должна остаться гипотезой, и так сохраняет свою ценность упоминание брата Арнульфа, что около 1215 года был в Тулузе некий магистр теологии, лекции которого посещали первые Проповедники со святым Домиником.
Публичное обучение теологии могло происходить только в епископской школе, т.е. капитульной школе св. Стефана. В этом случае речь может идти только о каком-то неординарном обучении, отличным от того, которое мог вести capiscol – ризничий, поскольку имел повод участвовать в нем Доминик, который кроме того, что был человеком образованным, имел огромный теологический опыт, полученный в течение девяти лет апостольского служения среди вероотступников, особенно катаров. Кроме того, это обучение должно было начаться до 1215 года, во время, когда Тулуза снова открылась для католического культа и учения.
Часто обращают внимание на то, что основание первого дома Проповедников в Тулузе предварило на несколько месяцев требование, которое в Х каноне сформулировал Латеранский Собор в вопросе проповедничества во всех епархиях христианства. В другом месте мы уже говорили о роли, какую сыграли в январе 1215 года кардинал Петр из Беневента и прелаты Юга в вопросе основания в Тулузе дома евангельских проповедников. Призвал их к этому сам Доминик в Фанжо, то есть в самом сердце Лароже, в котором он проповедовал Евангелие столь длительное время. Почему эти же самые прелаты были заинтересованы в том, чтобы привести в тулузскую епархиальную школу ценного магистра теологии и таким образом упредить аналогичное и восполняющее проповедничество решение, содержащееся в XI каноне, чтобы в каждой архиепархии был, по крайней мере, один магистр теологии? Конечно, Тулуза была только столицей епископа, но благодаря своей обширной территории и положению во время кризиса Церкви на юге Франции, имела значение метрополии.
Имеем еще одно, на этот раз решающее доказательство того, что в то время Доминик и римская Церковь имели в Тулузе такие планы. Я думаю о гораздо более амбициозном плане, каковым было приглашение в начале 1217 года в Тулузу парижских учителей и студентов, чтобы занялись они в этом городе проповедованием веры и обучению теологии. Доказательство это содержится в булле от 19 января 1217 года, которую постоянно цитировали вслед за Денифлем историки тулузского университета, но полное значение которой, придали только недавние палеографические исследования.
Отправить комментарий