Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Доминик, школа при кафедральном соборе и университет в Тулузе, III; Проект приглашения в Тулузу учителей и студентов из Парижа, 1.
Под конец 1216 года Доминик отправился в Рим к новоизбранному папе, Гонорию III, чтобы получить от него «утверждение ордена, который бы именовался и был бы в действительности орденом проповедников». Это утверждение немногим ранее обещал ему папа Иннокентий, при определенных условиях, которые к тому времени уже были исполнены. И конечно, он получил таковое «полностью и во всем согласно со своим замыслом».
Нелегко было выдать такое утверждение, и даже его сформулировать. Папская канцелярия не имела соответствующего образца. Никоим образом таковым не являлась привилегия Religiosam vitam, которую Доминик неотлагательно получил 22 декабря 1216 года для дома Проповедников в Тулузе. Это было всего лишь утверждение регулярных каноников, согласно уставу св. Августина. Нужно было еще месяц переговоров с папой и его канцелярией, чтобы должным образом подготовить соответствующую формулу. Именно тогда св. Доминик навязал близкие отношения с римской канцелярией и папой Гонорием, отношения, которые в будущем весьма поспособствовали быстрому развитию ордена.
До папы доходили в то время весьма недобрые известия о Церкви в южной Франции. Симон де Монфор, которого собор назначил графом Тулузы, безуспешно пытался воссесть на своем престоле. Арнольд Амальрик, бывший легат, нынешний архиепископ Нарбонна, погряз в скандальном споре с Монфором о нарбоннском княжестве, которое себе присвоил. Скомпрометированный Монфором епископ Фулько оказался в столь трудном положении по отношению к верным своей епархии, что хотел, чтобы была принята его отставка или, по крайней мере, чтобы была разделена его слишком большая епархия, которой невозможно было эффективно управлять.
В ответ на наиболее срочные из этих проблем, папа направил пять посланий, датированных 19, 21 и 18 января:
- Кардиналу Бертранду от свв. Иоанна и Павла – послание, назначающее его легатом для всего Прованса (то есть южной Франции), «раздираемого постоянными войнами, погрязшего в заблуждениях преступной ереси». Слышим здесь тихое эхо «дела мира и веры».
- В университет магистров и студентов Парижа – призыв, чтобы некоторые из них прибыли в Тулузу и посвятили себя обучению и проповедованию веры.
- Приору и братьям св. Романа, проповедников из околиц Тулузы – послание, подтверждающее их титул и звание проповедников, призывающее их к евангелизации Словом Божьим с большей, чем доселе ревностью, «как непобедимых борцов Христовых».
- Епископу Фулько из Тулузы – послание, которое укрепляло его мужество, и отвергало проект раздела епархии.
- Магистрату и жителям Тулузы – послание с предложением принять покаяние, чем должен был заняться Доминик.
Эти пять посланий, направленных к главным силам, которые могли в Тулузе сдвинуть с мертвой точки дело веры, укладываются, конечно, в определенную целостность. В то время среди духовных Юга, которые были знакомы с делами альбигойцев и могли быть полезными папе, в курии находился только Доминик. Таким образом, мы можем допускать, что это он предложил составить не только два послания, которые непосредственно касались его особы, но и весь план действий. Мы имеем тут доказательство участия Доминика в редакции послания к магистрам и студентам Парижа, в котором его инспирации мы менее всего могли бы ожидать.
Отправить комментарий