Quomodo potest cecus cecum ducere?

6/12/2017, No Comment

Из книги Писем блаженного Генриха Сузо, Письмо 17.

В Малой книге писем это и следующее за ним письмо составляют одно целое, как будто бы были посланы той самой особе. Из краткого введения мы узнаем о ней следующее: Среди многих других духовных детей Слуги, которых он привел к Богу, была также некая девица, отличавшаяся леностью и неторопливым характером. Она, то хотела, то не хотела, жаждала достичь святости, и в то же время не хотела отказываться от телесных утех и удобств. И он написал ей так:

Как слепой может вести слепого? (Лк 6,38)

Дитя мое, что же с тобой творится? Отвергаешь верное учение своего отца и снова возвращаешься к тому, от чего я с таким трудом тебя оторвал, что ослабило твою душу, тело и честь? Тебе кажется, что ты можешь сейчас делать то, что тебе в голову взбредет? Ты сейчас столь уверенна в себе, что можешь себе все разрешать? Почему забываешь, сколько тебе Бог простил, и что столь недавно ты достигла своего нынешнего состояния и еще ничем не являешься, и что бы должна следить за собой, вместо того, чтоб заниматься другими? Не видишь сатану, который обвил твою шею шелковой нитью и охотно бы тебя потащил за собой? Ты хочешь поучать других, ты, которая никогда саму себя не могла поучить? Ты слабее, чем Ева в раю, а хочешь других вести к Богу? Хочешь подбросить соломы в костер, еще совсем не угашенный, только сверху едва прикрытый белым пеплом?

Ты говоришь, что хочешь приводить на духовный путь то, что прежде было плотским? Мой Боже, как легко начать духом, чтобы сразу же окончить плотью! (Гал 3,3) Разве ты мало знаешь? Не считаешь, что Бог уже слишком много тебе забыл? Ты действительно, наверное, не остановишься, пока не попадешь в когти дьявола. Я уже не раз тебе это говорил: вам кажется, что вы ловко обманываете Бога и людей, а если лучше приглядитесь, оказывается, что это вас выгнали в поле. Ты должна держаться крепко, отказаться от всех привязанностей – иначе никогда не выстоишь. Будь удовлетворена, если тебе одной удастся убежать от дьявола.

Слуга* однажды вышел и сел в засаду на сатану, чтобы вырвать его добычу. Тот же был таков: В одном городе жила особа, носившая монашескую ризу, но её сердце было так порабощено земной любовью, что хотя она излила множество слез, не могла от неё освободиться. Ибо она искала компромиссы, там, где нет им места. Когда Слуга пришел к ней, она ощутила в себе неожиданную жажду оставить ложную любовь и вместо неё обрести дражайшую Вековечную Премудрость. Но когда он от нее отдалился, среди бесов произошло возмущение, и они начали нападать на нее таким образом, что, как ей казалось, бросали в её сторону всё, что могло летать по воздуху, и всю ночь давила не неё как бы тяжелая гора, так что она не могла спать.

В ту самую ночь, когда после утренней и прочтения других молитв Слуга присел, увидел во сне, что к его келье прилетело множество птиц. Он заметил, что они отличались друг от друга: одни были похожи на удодов, иные на дятлов, еще иные на соек. Было также множество других; часто также на его глазах менявших вид. Одна из них, зеленая, разогналась так, как будто целилась в его келью, но ни одной не удалось в неё проникнуть. Удивленный, он вышел из кельи и спросил:

- Эй, что это за слёт?

На это получил такое объяснение:

- Происходит тут собрание бесов; они рассержены и обеспокоены из-за той особы, которая решила от них отделиться. По этой причине они вертятся здесь, желая узнать, каким образом они могли бы ввести её в заблуждение и увести с избранного пути.

А когда настал день, Слуга написал ей письмо на дощечке, со следующими наставлениями: Viriliter agite et confortetur cor vestrum, omnes qui speratis in domino**. Когда храбрый рыцарь первый раз ведет за руку оруженосца с оружием, чтобы обучить его, как стоять в шеренге и вести бой, тогда он кивает головой и говорит: Ну же, мой ты прекрасный герой, веди себя сейчас как храбрый муж, смело вступай и дерись отважно! Не малодушествуй в битве, ибо лучше умереть с честью, чем жить в позоре. Выдержи первый удар, потом будет с каждый разом легче.

Так вот храбрый рыцарь Давид наставляет и вдохновляет каждого начинающего, а также вводит его в шеренги духовной борьбы, которая заключается в полном отречении от земной любви и всего временного. Говорит: Viriliter agite… это значит: поступайте отважно и мужественно, имейте храбрые сердца, вы все, уповающие на Бога!

То же самое я повторяю ныне тебе, дитя мое, ставящее первые шаги: держись крепко, не следуй злым советам сатаны. Ныне ты переживаешь наиболее горестные муки, которые могут тебя встретить. Если этой узкой тропой пойдешь до конца, окажешься на чудесных лугах добродетельной, Божьей жизни, где обретешь мир сердца. Дорогое дитя, если бы Бог позволил, чтобы я мог сражаться с тобой плечом к плечу, принимать на себя эти тяжкие удары, которые ранят сейчас твое сердце и душу! Но что бы тогда было с твоим венцом, с зеленым скипетром, который ты будешь носить с достоинством во все века, как награду за победу? Сколько стрел выпустят против тебя, столько рубинов будешь иметь в короне.

Поэтому смелее, дитя мое, невеста небесного Царя! Будь непоколебимой, стой твердо и отважно вступай в битву! Твое страдание кратко, а долгим будет то, что ты ожидаешь получить за него в награду. Только поступай так, как будто бы ты ничего не видела и не слышала, пока не отразишь этот первый удар, нанесенный в начале твоей жизни посвященной Богу. После тяжких бурь, обычно приходят обычные ясные дни. Помни, что уже не один молодой, миловидный, красивый, благородный и нежный человек, как рыцарь побеждал в подобных битвах, что долгое время держался в бою, который ты ведешь сейчас, что переносил неожиданные атаки со всех сторон – а ныне они являются радостью его сердца.

Поэтому, дитя мое, подай мне руку и держись крепко – не за меня, а за всесильного, возлюбленного Господа, на службе у которого ты начала эту битву. Верь мне, Он тебя не оставит, если только ты полностью положишься на Него. Две вещи помогут тебе все преодолеть. Во-первых, ни у кого не выступай и не задерживайся долго, также не слушай никого, кто – друг он или враг – хочет направить тебя на ложный путь. Во-вторых, не гладь ласково змей, высасывающих твое сердце, не следуй покорно за ними. Послушай меня! Если не хочешь вернуться к ним завтра, порази их в голову (ср. Быт 3, 15)! Сделай это быстро и решительно, ибо, если ты только схватишь их за хвост, тем сильнее они тебя оплетут и тем больнее искусают. Крикни им: Вражда! Вражда между нами! Объяви войну тем, кто своей ложной любовью столь явно возмутили мир в твоем сердце и душе. Беги к Вековечной Премудрости. Пусть глупцы кричат тебе вслед, что только хотят. Не оглядывайся, убегай! Тогда быстро победишь всех своих врагов и освободишься от тяжких оков.

* Сам Сузо.

** «Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!» (Пс 30,25).

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение




No Comment

Отправить комментарий