Остается Мне рассказать тебе о плоде слез, соединенных с жаждой и об их действии в душе.
Начну от слез, о которых упомянул в начале, то есть от слез тех, кто живет в мире жалким образом, обожествляя людей и сотворенные вещи, а также собственную чувственность, с большим вредом для своей души и своего тела.
Я сказал тебе, что каждая слеза происходит из сердца. И это правда, поскольку сердце страдает настолько, насколько любит. Люди мира сего также плачут, когда их сердце чувствует боль, то есть когда лишается того, что любило. Но их слезы разнообразны. Знаешь как? Так разнообразны, как и их любовь. Когда испорчен корень чувственного вожделения, все, что он приносит – испорчено.
Это дерево порождает только плоды смерти, смердящие цветы, пожухлые листья, ветви свисающие до земли, хлещут его различные ветры. Вот древо души. Вы все – деревья любви, ибо Я сотворил вас любовью, вы не можете жить без любви.
Душа, которая живет добродетельно, запускает корень своего дерева в долине смирения. Но те, что живут недостойно, запустили его на холме гордыни. Поскольку он плохо помещен, приносит плоды не жизни, а смерти. Эти плоды, которыми являются их поступки, отравлены всякого рода грехами. Если они делают какое-либо доброе дело, то что вытекает из него – гниет, поскольку корень испорчен. Душа в смертном грехе не может исполнить никакого доброго дела, которое бы заслуживало вечной жизни, поскольку оно не было совершено в состоянии благодати.
Но не должна она однако отрекаться от добрых дел, поскольку каждое доброе дело вознаграждается, а каждый грех – карается. Добро совершенное вне благодати – недостаточное и не заслуживает вечной жизни. Но божественная благость и моя справедливость дают ей за несовершенный поступок несовершенную награду. Либо Я награждаю её временными благами, либо даю ей необходимое время, как Я изложил это тебе ранее, чтобы она могла исправиться. Иногда Я дарую ей благодатную жизнь ради посредничества моих слуг, которые милы Мне и которых Я выслушиваю. Так Я поступил со святым Павлом, который благодаря молитве святого Стефана отрекся от неверия и гонений христиан. Видишь теперь, что в каком бы состоянии ни была душа, не должна она отказываться от добрых поступков.
Я сказал тебе, что цветы этого дерева – смердят и это правда. Эти цветы – это ненавистные мысли сердца, которые отвратны Мне, и ненавистны и противны ближнему. Человек мира сего как вор, который украл честь у Меня, своего Творца и присвоил её себе.
Его цветок смердит вдвойне, ложным и жалким суждением. Сначала человек мира сего осуждает Меня, судит мои укрытые замыслы, судит мои тайны и делает это негодным образом. Ненавистью считает то, что Я сделал любовью, враньем – то, что Я совершил в истине, смертью – то, что даю для жизни. Он все осуждает и проклинает, согласно своему жалкому мнению, а поскольку он сам ослепил око своего разума чувственной любовью и заслонил зеницу пресвятой веры, он не может ни узреть, ни познать истину.
Потом он судит ближнего, из чего часто вытекает много зла. Бедный человек не знает самого себя, претендует на то, чтобы знать сердца и чувства разумного творения. По поступку, который он видит, по слову, которое слышит, он хочет судить намерения сердца. Мои слуги всегда судят благожелательно, поскольку укоренены во Мне, Всевышнем Благе; люди мира сего всегда судят злонамеренно, поскольку опираются на жалкой злости, которую носят в себе. Эти ложные суждения порождают только ненависть, человекоубийство, презрение к ближнему и отвращение к добродетелям моих слуг.
На этом злом дереве растут листья – это слова, исходящие из уст, которые презирают Меня и кровь Единородного Сына моего и вредят ближнему, стараясь только оскорблять и осуждать мое творение, хулить и проклинать каждое творение, наделенное разумом, согласно тому, как что-либо представляют своим собственным видением. Позабыли эти несчастные, что язык сотворен только для того, чтобы Мне воздавать честь, исповедовать свои прегрешения и служить любви добродетели и спасению ближних. Эти покрытые пятнами листья – жалкие грехи, ибо сердце, из которого они вышли, нечисто, а испорчено ложью и многими другими несчастьями.
Кроме духовного вреда, который испытывает душа по причине потери благодати, сколько же временных несчастий истекает из этих ложных суждений. Сколько же превратностей судьбы, сколько ненависти среди граждан, сколько человекоубийств! Ибо слово проникает в самую середину сердца того, кому оно произнесено, проникает даже туда, куда не может вонзиться нож!
Говорю, что на этом дереве семь ветвей, которые свисают до самой земли, обремененные цветами и листьями, как уже тебе сказал. Ветви – это семь главных грехов, которые порождают множество иных грехов, а со стволом они связаны общим себялюбием и гордыней. Из этого корня вырастают эти ветви, эти цветы злых мыслей, эти листья ненавистных слов и эти плоды злодеяний. Ветви свисают до земли. Ветви главных грехов не могут выбрать другое направление, стелятся по земле в поисках ничтожных и неупорядоченных благ этого мира; ища только как бы насытить землей свою алчность, которую никогда не могут утолить. Эти люди всегда ненасытны и несносны для самих себя. Они всегда беспокойны и правильно, поскольку упорно жаждут и хотят того, что никогда их не насытит.
Вот почему они никогда не могут насытиться: ищут всегда только то, что временно, а в своем существовании они бесконечны, поскольку существование их не закончится никогда, хотя благодать умирает в них благодаря смертному греху. Человек поставлен превыше всего сотворенного, а не сотворенные вещи превыше него. Поэтому он может насытиться и обрести покой только в том, что превышает его. Превышаю его только Я, Бог вечный и только Я сам могу его насытить. Но он отделился от Меня грехом и поэтому живет в постоянном несчастии и страдании. Страдание вызывает слезы. Потом налетают противные ветры и хлещут дерево чувственного себялюбия, которое он сделал для себя принципом жизни.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий