Существует четыре ветра: ветер благополучия, ветер невзгод, ветер страха и ветер совести.
Ветер благополучия питает гордыню и огромную заносчивость, высоким мнением о себе и презрением ближнего. Если человек мира сего имеет власть, умножает свои несправедливости. Отличает его сердце, полное тщеславия, нечистота тела и духа, забота о собственной славе и много других преступлений, которые язык не может описать. Разве этот ветер благополучия сам в себе испорчен? Нет. Испорчен главный корень древа и он портит все иное. Я ниспосылаю и даю вам всё, что существует, Я – бесконечное благо, поэтому благ и этот ветер благополучия. Если для человека мира сего от него следует плач, причина этого – ненасытное сердце. Жаждет оно того, чего не может иметь. Не имея возможности этим завладеть, оно печально. Эта печаль выжимает из него слезы, ибо, как Я тебе сказал, очи хотят воздать чувствам сердца.
Потом начинает веять ветер рабского страха. Под его дыханием человек боится собственной тени, страшится не потерять то, что любит. Боится потерять жизнь, боится потерять детей или кого-то из своих, из-за себялюбия. Это опасение не дает ему покоя, затмевает его радость. Он не владеет этими благами упорядоченным образом, согласно моей воле: отсюда и этот рабский страх, отсюда эта боязнь. Этот человек становится жалким рабом греха. Можно считать, что он стал подобен вещи, которой служит в грехе. Грех – это ничто; поэтому раб греха становится ничем (ср. Рим 6,15).
Ветер страха еще не перестал его хлестать, как налетает ветер несчастья и невзгод, которого он боялся и забирает у него часть или всё, чем он владел. Полностью, когда он теряет жизнь, ибо смерть лишает его всего; часть, когда он теряет то или другое: или здоровье, или детей, или богатства, или положение, или уважение, согласно тому, что Я – добрый лекарь, считаю необходимым для его спасения. Ибо для его спасения Я ниспосылаю на него эти испытания. Но его немощь испорчена, лишена познания себя и Меня, и уничтожает плод терпения. Поэтому порождает только нетерпение, соблазн, нарекания, отвращение ко Мне и к моим творениям. То, что является моим даром жизни, он принимает как смерть. Скорбь его равна любви к тому, что он утратил.
Это приводит его к печальным слезам нетерпения и гнева, которые высушивают душу и убивают её, отнимая у неё жизнь благодати, высушивают также и сжигают тело, и ослепляют духовно и телесно. Лишенный всяческой радости, он уже не имеет надежды. Радость, любовь, надежда были теми благами, которые он имел. Лишенный их, он плачет. Но одни только слезы приводят эти печальные последствия, а неупорядоченная любовь и скорбь сердца, откуда исходят эти слезы. Слезы льющиеся из очей не могли бы сами собой причинить смерть и наказания, если бы не истекали из этого злого источника, которым является себялюбие, неупорядоченная любовь сердца. Если бы сердце было упорядочено и имело жизнь благодати, сами слезы были бы добрыми слезами, которые заставили бы Меня, Бога вечного, проявить милосердие. Почему же Я сказал, что слезы людей мира сего – слезы смерти? Потому что слезы являются внешним знамением смерти или жизни, которые находятся в сердце.
Но вот налетает ветер совести. В своей божественной благости, попробовав привести к себе грешника любовью в благополучии, потом побудив его страхом, чтобы в тревоге направить его сердце к добродетельной, а не к пустой любви. Испытал его невзгодами, чтобы показать ему хрупкость и непостоянство мира. Когда это не помогает, поскольку Я люблю людей невыразимо, ниспосылаю некоторым угрызения совести, чтобы они наконец-то открыли уста и извергли из себя греховную гниль в святой исповеди. Но они, утвердившиеся в злобе и прямо отвергнутые Мною из-за своей греховности, ни за что не хотят принять мою благодать, отвергая угрызения совести и стараясь подавить их жалкими утехами, пренебрегая Мною и ближним. Причина этого то, что корень дерева испорчен, как и все дерево, и все является для него причиной смерти (ср. Мф 7,16-18; Лк 6,43-44). Эти несчастные живут в постоянной скорби, воздыханиях и горечи.
И если они не исправятся, пока еще имеют время пользоваться своей свободной волей, их временный плач превратится в плач без конца. То, что было конечно, станет бесконечным, ибо слезы те были пролиты в бесконечной ненависти к добродетели, то есть в жажде души, основанной на бесконечной ненависти.
Воистину, если бы они захотели, избавились бы от этих вечных слез при помощи моей божественной благодати, если бы были еще свободными, не смотря на эту бесконечную ненависть. Ненависть может быть бесконечной, посредством стремления и природы души, но здесь на земле, акты ненависти или любви, которые находятся в душе, не обязательно должны длиться всегда. Ибо пока человек живет, может любить и ненавидеть согласно предпочтению.
Но когда умирает в любви добродетели, получает блаженство, которое не закончится никогда; а если умирает в ненависти, пребывает в этой ненависти без конца, получая вечное осуждение, как Я тебе это изложил, говоря о тех, которые тонут в реке. С этих пор они не могут желать добра, лишены моего милосердия и любви ближнего, которую вкушают мои святые между собой, как и той любви, которая есть в вас – паломниках и путниках в этой жизни, куда Я вас уместил, чтобы вы достигли свою цель, то есть Меня, вековечную Истину.
Ни молитвы, ни милостыня, ни благие поступки не могут им помочь. Они – члены, отсеченные от моей любви, ибо в течение жизни не хотели соединиться с послушанием ради моих святых заповедей в мистическом теле святой Церкви, под сладостной властью, которая раздает вам кровь непорочного Агнца, Единородного моего Сына. Они получают плод вечного осуждения, с плачем и скрежетом зубов.
Это – мученики дьявола: он дает им такую награду, какую сам получил. Видишь теперь, что слезы людей мира сего приносят им плод страдания в этом времени, которое проходит, а после смерти – вечное общество чертей.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий