Пища для души

7/13/2017, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о слезах, XCV.

Сейчас Мне остается рассказать тебе о плодах, которые собирают люди, восстающие из греха благодаря страху перед наказанием, чтобы снискать благодать. Некоторые отходят от смерти смертного греха благодаря страху перед наказанием. Это, как Я уже тебе сказал, всеобщее призвание.

Какой плод они получают? Они начинают очищать дом своего сердца от нечистот греха по мере того, как их свободная воля освобождается от рабского страха. Когда их душа очищается от прегрешений, они обретают спокойствие совести, начинают приводить в порядок чувства и открывать око разума, чтобы увидеть, чем они являются. В первый момент этого очищения они видят в себе только грехи всяческого рода. Теперь душа начинает получать утешения, червь совести оставляет её в покое, позволяя ей питаться добродетелью.

Когда человек освободил желудок от злых соков, аппетит склоняет его к принятию пищи. Точно так и душа ждет, чтобы свободная воля разбудила в ней любовь к добродетели, которая является её пищей, ибо она хочет есть.

И так происходит в действительности: душа, под влиянием первого страха, очистив чувство от грехов, получает плод. Таковым являются вторые слезы*, когда душа благодаря любви, начинает созидать дом добродетели, хотя она еще несовершенна. Отринув страх, она обретает утешение и радость, поскольку любовь души радуется моей Истиной и Мною, который сам являюсь любовью. Благодаря этой радости и утешению, которое она обретает во Мне, начинает сладостно любить, чувствуя сладость утешения, которое происходит от Меня или от творений через Меня.

Совершенствуя же эту любовь, которая проникла в её внутренний дом после того как страх его оставил, душа начинает собирать плоды моей божественной благости. Она живет теперь в своем внутреннем доме и с тех пор как любовь завладела им, она начинает получать самые разнообразные плоды утешений и вкушает их. Наконец, пребывая там, она получает новый плод: накрывает стол. То есть, когда душа перешла от страха к любви добродетели, она садится за свой стол.

Придя к третьим слезам**, она накрывает стол пресвятого креста в своем сердце и в душе. Накрыв его, она находит на нем пищу, которая была пищей сладостного Слова любви: мою – Отца славу и ваше спасение. Ибо ради моей славы и ради вашего спасения было вскрыто тело Единородного Сына моего, который отдал себя вам в качестве пищи. Поэтому душа начинает питаться моей славой и спасением душ, чувствуя ненависть и отвращение к грехам.
Какой плод добывает душа из этого третьего состояния? Скажу тебе это. Она обретает мужество, основанное на святой ненависти к собственной чувственности с истинным смирением и терпением, которое освобождает душу от всяческого соблазна и всяческого страдания; ибо меч святой ненависти пронзил своеволие, источник всяческого страдания, и только чувственное вожделение соблазняется по причине оскорблений, гонений и отсутствия духовных и временных утешений, как Я говорил тебе выше, и так она приходит к нетерпению. Но после смерти воли душа начинает в печальной и сладостной жажде вкушать плод слез благого терпения.

О плод совершенной благости, какую же сладость ты даешь тем, которые вкушают тебя и как же ты мил для Меня. В горечи ты позволяешь находить радость, среди оскорблений – мир. Благодаря тебе, на бурном море, челн души, носимый дикими вихрями, пребывает спокойно и уверенно, без какого-либо ущерба, под защитой моей сладостной божественной воли, которая облекает её в истинную и пламенную любовь, чтобы волны не могли её утопить.

О, милейшая дочерь, эта терпеливость является королевой. Восседая на скале мужества, она всегда побеждает, и никогда не проигрывает. Она не сама, у неё есть подруга – выдержка. Она – стержень любви. Это она решает касательно облачения любви, является ли оно свадебным одеянием, или нет. Если на ризе прореха, несовершенство, отсутствие терпения тот час же выявит это.

Все другие добродетели могут ввести в заблуждение. Могут казаться совершенными, хотя ними не являются, если не прошли испытание терпения. Но если это сладостное терпение – стержень любви в душе, тем самым доказывает, что все другие добродетели живые и совершенные. Если она не приводит этот довод, это свидетельствует, что добродетели еще несовершенны, что они не пришли к столу святейшего креста, где терпение было зачато в познании себя и в познании моей благости в себе и где оно было рождено в святой ненависти и помазано истинным смирением.

Этому терпению не отказано в пище, которой является моя слава и спасение душ. Она питается ими неустанно. Вот истина. Взгляни, милейшая дочерь, на сладостных и славных мучеников, которые благодаря терпению вкушали эту пищу души. Их смерть давала жизнь. Они воскрешали умерших и рассеивали темноту смертных грехов. Мир со всем своим величием и князья со всей их мощью не могли защититься от них. Они торжествовали над ними силой этой королевы, сладостной терпеливости (ср. Евр 11,33-38). Эта добродетель – как свет на подсвечнике.

Вот славный плод, который приносят слезы, соединенные с любовью ближнего. Душа вкушает эту пищу в обществе непорочного Агнца, Единородного Сына моего, в пламенной и скорбной жажде, в невыносимой печали по причине нанесенной Мне – Творцу обиды. Однако эта печаль не подавляет: душа не страдает из-за него, ибо любовь благодаря истинному терпению убила всяческий страх и себялюбие, которые делают её податливой к страданиям. Эта печаль полна сладости; предметом его является только причиненное Мне оскорбление и утрата ближнего, а источник её – в любви. Поэтому эта печаль орошает душу; она является для неё одновременно причиной радости, ибо дает ей несомненный довод соединения со Мной благодаря благодати.

* Деление слез не отвечает ранее изложенному делению. Святая не принимает во внимание слезы, пролитые от рабского страха. Отсюда третьи слезы оказались вторыми и т.д.

** Т.е. к четвертым.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение


No Comment

Отправить комментарий