Я рассказал тебе о плодах третьих слез. Расскажу теперь о четвертом и последним состоянии слез, которые являются слезами соединения. Это состояние, как Я тебе сказал, не является состоянием, отделенным от третьего: они соединены друг с другом, как любовь ко Мне соединена с любовью к ближнему, ибо одна является условием второй. Но душа продвинулась столь далеко, что не только терпеливо переносит гонения, но и с радостью их жаждет. Это характерный признак четвертого состояния. С этих пор душа презирает всяческую радость, откуда бы та ни пришла и жаждет только того, чтобы уподобиться моей Истине, распятому Христу (ср. Флп 3,8).
Плод, который она получает – совершенное отдохновение духа, соединение совершенное любовью с моей сладостной божественной природой, где она вкушает молоко, как дитя, которое утешается когда почивает на лоне матери и, держа в устах ее грудь, сосет молоко из ее тела. Точно так и душа, достигнув последнего состояния, почивает на лоне моей божественной любви, прижимая уста святой жажды к телу распятого Христа, то есть, ступая следами Его учения. Ибо в третьем состоянии она познала, что не может следовать за Мною, вековечным Отцом, поскольку Я, вековечный Отец, не подвержен страданиям, но подвержен им мой Сын возлюбленный, сладостное Слово любви. Вы также не можете идти по жизни без страданий, а только через многие невзгоды достигните постоянных добродетелей. Прильните же к сердцу Христа распятого, который является самой Истиной, и пейте из него молоко добродетели, которое вам дает благодатная жизнь и вкушайте в Нем мою божественную природу, которая придает сладость добродетели. Вот истина: ибо добродетели не сладостны сами по себе, но стали сладостными, когда были добыты во Мне и соединены с моей божественной любовью, то есть, когда душа перестала думать про собственную выгоду, и беспокоится исключительно о моей славе и спасении душ.
Вот видишь, сладостная дочерь, сколь сладостно и славно это состояние, в котором душа так плотно соединена с лоном любви, что уста никогда не перестают сосать грудь, а грудь никогда не лишается молока. Душа никогда не отделяется ни от Христа распятого, ни от Меня, Отца вековечного, которого всегда находит в себе, вкушая наивысшее и вечное Божество. Ах, кто же постигнет, как полно черпают из него силы души! Память постоянно полна мыслей, которые она впитывает из любви к моим благодеяниям: из любви, связанной не столько с самими благодеяниями, которые получила, сколько с любовью, с которой Я осыпал её ними. Особенно она ценит благодеяние творения, в котором Я соделал её по своему образу и подобию. Размышляя об этом благодеянии она познает в первом состоянии, которое Я тебе изложил, наказание, которое её ждет за её неблагодарность, поэтому она вырывается из этой нищеты благодаря благодеянию крови Христа. Благодаря этому второму благодеянию Я творю её заново благодатью, очищая её лик от проказы греха. Так душа переходит ко второму состоянию, где получает огромное утешение в сладости любви и одновременно скорбь по причине своих грехов. Тогда она понимает тяжесть своей вины, видя, что Я наказал её на теле Единородного Сына моего.
Потом она вспоминает схождение Святого Духа, который осветил и всегда освещает души в истине. Когда душа получает этот свет? Когда познает в первом и втором состоянии мое благодеяние в ней. Тогда Я посылаю ей совершенный свет, который открывает ей истину обо Мне, вековечном Отце, и поучает её, что Я сотворил её в любви, чтобы дать ей вечную жизнь. Это истина, которую Я указал в крови Христа распятого. Когда душа её познала – полюбила её, любя её – доказывает свою любовь, любя только то, что Я люблю и ненавидя то, что Я ненавижу. Так она приходит к любви ближнего.
Когда исчезает всяческое несовершенство, память наполняется на лоне моей любви безустанным воспоминанием о моих благодеяниях. Разум получил свет. Всматриваясь в память, познал истину, вышел из ослепления себялюбия и пребывает в солнце, которое является предметом его размышлений, во Христе распятом, где он познает Бога и человека.
Кроме этого познания, благодаря соединению, которое совершила со Мной, она возносится к свету, который не происходит от её природы и который она не могла приобрести, исполняя свою собственную добродетель. Он дается благодатью моего сладостного Слова, которое не пренебрегает ни пламенной жаждой, ни пожертвованными Мне трудами. Тогда стремление, которое следует за разумом, соединяется со Мной совершеннейшей и горячей любовью. Если бы кто Меня спросил: Кем является эта душа? – Я бы ответил: Моим вторым Я, благодаря соединению любви.
Какой же язык мог бы описать величие этого последнего состояния соединения и множественные, разнообразные плоды, которые душа получает в этой полноте трех сил духа? Это та сладостная команда сил, о которой Я тебе говорил, объясняя тебе общее значение трех ступеней моста в связи со словом моей Истины. Язык не может этого описать, но выразили это святые учителя, освященные этим славным светом, объясняя Святое Писание.
Славный Фома Аквинский сам сказал, что за свои знания благодарен более постоянной молитве, вознесению разума и свету, который непосредственно освещал его разум, чем человеческим штудиям. Поэтому он был светом, который Я поместил в мистическом теле святой Церкви, чтобы он рассеивал тьму заблуждений. А мой славный Евангелист Иоанн, какой же свет он обрел в дорогом сердце Христа, моей Истины. С обретенным там светом он нес миру столь долго мою благую весть.
Все они, так или иначе, явили этот свет. Но внутреннее чувство, которое испытали, невыразимую сладость и совершенное соединение их со Мной, язык не в силах описать, так как является ограниченным. Именно это хотел выразить Павел, говоря: не видело око, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку то счастье, которое Бог приготовил и даст в последний час тем, кто Его воистину любит (1Кор 2,9). О как же сладостно это обитание, сладостнее любой сладости, которое душа в совершенном соединении совершила во Мне. Даже воля уже не посредничает в этом соединении между Мной и душой, поскольку душа стала единым со Мной! Плод её постоянных и смиренных молитв разливает благоухание на весь мир. Ладан её жажды возносится ко Мне молением о спасении душ. Это голос без человеческого слова, постоянно взывающий пред обличьем моего божественного Величия.
Это плоды соединения, которые вкушает душа в этой жизни, достигнув этого последнего состояния многими трудами, слезами и потом. В истинной выносливости приходит к этому соединению, еще несовершенному как соединение, хотя совершенному как благодать, к соединению постоянному и вечному. Я называю это соединение несовершенным потому, что пока душа в этой жизни связана с телом, она не может воистину насытится тем, что жаждет, а также потому, что она не полностью освобождена от этого греховного закона (ср. Рим 7,23), который только уснул в ночи добродетели. Но он еще не мертв и может проснуться, если исчезнет власть добродетели, держащая его в успении. Поэтому Я сказал, что это соединение несовершенно; но будучи несовершенным, ведет душу к совершенству постоянному, которое ничто у неё не сможет отнять. Я объяснил тебе это, говоря о блаженных, воистину вкушающих Меня – жизнь вечную, благо вечное, неизменное, не заканчивающееся никогда. Когда другие получили, в качестве плода своих слез, вечную смерть, эти достигли вечной жизни. Они перешли от слез к радости; плодом их слез является бесконечная жизнь, в которой их пламенная любовь не перестает взывать ко Мне, жертвуя Мне за вас огненные слезы, о чем Я тебе уже говорил.
Я окончил. Объяснил тебе различные ступени слез, их совершенство и плод, который душа с них собирает. Этим плодом для совершенных является вечная жизнь, а для злых – вечное осуждение.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий