Христос стал для нас послушным даже до смерти (Флп 2,8).
Дорогая Наставница и Субприоресса! Кто сопротивляется тому, что должен исполнить согласно послушанию, сам сильно утрудняет жизнь, ибо малое дело, исполненное с неохотой, более тяжко, чем великое, исполненное охотно. Поэтому, поскольку согласно распоряжению Бога, от которого, как говорит св. Павел, происходит всяческая власть (Рим 11,1), эта обязанность не по твоей воле досталась тебе в удел, поступай же так, чтобы из неё не произошло оскорбление Бога, и чтобы с этих пор больше не бросалось в глаза твоё часто повторяющееся беспокойство, то же, что – если оно хорошо исполнено – должно быть источником всяческой награды, не стало для тебя поводом для греха.
Моя дорогая Наставница, моё любимейшее дитя, духовная жизнь начинает слабеть, и именно поэтому ты неохотно исполняешь свое служение. Ибо там, откуда ты должна ждать помощи и совета, ты находишь причины к печали и плохой совет, а если позволишь, скажу более: явное гонение, укрытое предательство и открытое сопротивление. Там, где ты должна встречать покорность, получаешь постыдный бунт. Поэтому я говорю тебе, что занимание и хорошее исполнение какого-либо настоятельства, не является ныне легким занятием. Это воистину мученическая жизнь. Прежде всего по той причине охотно принимай этот крест на свои плечи, ради Того, кто ради тебя нес скорбный крест, а также подчини свой дух и сердце, если требуют этого от тебя Бог и настоятели. Ты проливала горькие слезы и жаловалась предо мной, что не хватает тебе этих способностей и сил. Так вот, если ты поступишь так, как считаешь правильным, тогда можешь быть полностью спокойной, даже если бы это не было самым правильным решением.
Не какую-либо временную пользу, а Бога имей всегда пред очами. Не допусти, чтобы какая-либо из твоих овечек понесла душевный урон; лучше, чтобы монастырь потерял сто марок, если только за такую цену ты сможешь это предотвратить. Будь беспристрастной в своих поступках, так чтобы ярмо несли на равнее друзья и враги, ибо это является источником мира. Молодых крепко держи в ризах, ибо плохое воспитание, полученное в молодости более, чем что бы то ни было уничтожает духовную жизнь. Будь мягка и настойчива, старайся в распоряжениях руководствоваться скорее любовью, чем страхом. Что превышает твои силы, представляй твоим настоятелям, а где не можешь укусить, по крайней мере, гавкни. Если не можешь в полной мере ввести духовную дисциплину, следи хотя бы над тем, чтобы при твоем настоятельстве не вкралось ослабление нравов, или еще большие проступки. У тех, кто не хочет чинить старую, разодранную одежду, скоро останутся только одни лохмотья. Если грешишь в делах духовных, утратишь также материальные. Кто упускает мелочи, утратит также наибольшие вещи.
Ты должна давать хороший пример и учить больше делом, чем словом. Считайся с тем, что когда будешь стараться во всем поступать как можно лучше, часто посчитают это тебе как наихудшее; кто хочет понравиться всем, должен об этом помнить. Но если захочешь приспосабливаться к воле всех, тогда не будешь поступать ни согласно с волей Божией, ни в согласии с истиной. Выговор, вынесенный плохим является похвалой для добрых. Со всей энергией разрывай грешные связи в доме и вредные внешние контакты. Делай все, что в твоих силах, и можешь быть спокойной. Горе, горе монастырю, в который проникли эти два злоупотребления! Он утратит мир, а, в конце концов, и уважение. Лучше бы тебе было получать каждый день новую рану, чем допустить такое во время своего правления. Может быть, скажешь: Отче, если я возьмусь за это, посею тревогу. На это я отвечу: Блаженна такая тревога! Горе тем, кто присматривается к этому пассивно и таким образом ищут мир сердца. О них говорит Иеремия: pax, pax et non est pax – что значит: мир, мир, а ведь это не мир (Иер 6,14). Таковые ищут собственную выгоду и временную славу, и приобретают её за цену всяческой духовной чести. Горе таковым, ибо они уже получили свою награду (Мф 6,2).
Но ты, дитя мое, ищешь славу Божью, так как возлюбленный Христос искал славу дражайшего Отца и поэтому повис на древе креста. Дитя мое, ты так громко жалуешься на свои страдания! – а ведь кровь еще не течет по твоему лицу. Ранее на такой пост не назначали тех, кто стремился к почестям, а тех, кто ради любви были наиболее готовы претерпеть смерть.
Ты говоришь: Отче, мое сердце видит тут борьбу, а где же благочестивая молитва и спокойствие сердца, где чистое созерцание? Послушай внимательно, дитя мое, что говорит св. Григорий: Настоятель должен достигать столь высокое духовное совершенство, чтобы никакая внешняя деятельность ни отвлекала его от совершенства чистого созерцания, так чтобы он мог удовлетворить всех своих подданных, не умаляя при этом собственного блага*. Ты, к сожалению, еще этого не достигла.
Поэтому, в своей малости поступай так: остерегайся всяческой гордыни, помни, кто ты и как быстро отойдешь. Поэтому, прежде чем другому назначишь наказание, накажи сперва саму себя. Зло побеждай добром, ибо один бес не изгоняет другого. Согласно с обстоятельствами, пусть из мягкого сердца истекают слова нежные или твердые.
Превыше всего старайся служить Богу.
Не забывай о себе. В течение дня часто возвращайся к себе. Днем и ночью зарезервируй себе минимум два часа, в течение которых будешь пребывать сама с собой, осуждать себя и забывать обо всех делах, так чтобы твое сердце свободно возносилось, чтобы ты воздыхала по Возлюбленному, с Нем становилась единым, Ему исповедовала все свои трудности и страдания, от Него их получала, ради Него переносила, с Ним преодолевала. Говори так: Ах, Господи, соделай, чтобы я в Тебе обрела награду за все страдания! В течение одного такого часа ты можешь получить награду за целый день.
Совершенная жизнь не заключается в получении каждый час новых утешений, а в подчинении собственной воли Богу, не смотря на то, является ли Его воля сладостной или горестной, а также на подчинении себя в смиренном послушании человеку, замещающему Бога. В этом значении я бы предпочел охлаждение, чем поток сладостей без такого подчинения. Подтверждает нам это благородное послушание Вековечного Сына, совершенное в холодности и горечи.
Я не говорю этого для того, чтобы ты по примеру многих других, рекомендовала саму себя, а скорее для того, чтобы ты это ярмо несла терпеливо и поступала наилучшим образом, как только можешь. Если бы не оно, может быть, тебе досталось бы другое, худшее. Господь, ради которого ты живешь и который тебе его ниспослал без твоего старания, может также дать тебе ныне все необходимое для твоего наивысшего блага. Об этом я прошу Его всем сердцем: пусть Он позволит тебе так поступать ради Его славы, чтобы вы от Него никогда не отделились – ты сама и твои подчиненные. Аминь.
* Regula pastoralis, II,5; PL t. 77, col. 32n.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий