Каким образом следует понимать происхождение в Боге

6/05/2017, No Comment

Из трактата св. Фомы Аквинского, De rationibus fidei (Об обоснованиях веры), Глава 3.

12. Прежде всего, мы должны заметить, что мусульмане неразумны в том, что высмеивают нас за положение, что Христос - Сын живущего Бога, как если бы у Бога была жена. Так как они являются плотскими [по духу], они могут постигать только вещи из плоти и крови. Поскольку любой мудрец может заметить, что способ порождения не одинаков во всех вещах, но в каждой вещи порождение обнаруживается согласно характеру ее природы. В животных это происходит посредством соединения мужчины и женщины; в растениях - посредством опыления или осеменения, и в других вещах другими способами.

13. Бог, однако, не имеет телесной природы, и Ему не требуется для произведения потомства совокупление с женщиной, но он имеет духовную или разумную природу, намного превосходящую любой ум. Таким образом, происхождение в Нем должно быть понято сообразно тому, что приличествует разумной природе. И даже при том, что наш собственный разум намного слабее божественного ума, мы все же должны говорить о божественном уме на основании подобия того, что мы находим в нашем собственном уме.

14. Наш ум мыслит иногда потенциально, иногда актуально. Всякий раз, когда он мыслит актуально, он формирует нечто умопостигаемое, своего рода собственное порождение, которое называется концептом или понятием, чем-то задуманным умом. И оно выражается звуками, произносимыми вовне. Подобно тому, как выраженный вовне звук называется внешним словом, так и выраженный вовне словом внутренний концепт ума называется словом интеллекта или ума. Понятие нашего ума не есть сама сущность нашего ума, но нечто акцидентальное к ней, потому что сам акт нашего понимания не является как таковым бытием нашего ума; в противном случае наш ум должен был бы всегда пребывать в акте.

15. Таким образом, слово нашего ума может быть уподоблено концепту или порождению, и прежде всего, когда наш ум мыслит сам себя. А именно постольку, поскольку концепт есть подобие ума, следующее из его силы, так же, как у сына есть подобие с его отцом, проистекающее из порождающей силы последнего.

16. Однако, слово нашего ума может быть названо порождением или сыном не совсем в надлежащем смысле, потому что оно не есть той же самой природы, что и наш ум. Ведь не все, что происходит от другого, даже если оно подобно своему источнику, называется сыном; иначе нарисованное изображение кого-то было бы его сыном. Ибо чтобы быть сыном, требуется, дабы происходящий от другого был не только подобен своему источнику, но также и был с ним одной природы.

17. Но поскольку в Боге мышление не есть нечто иное, нежели Его бытие, то и Слово, задуманное в Его уме, не есть нечто акцидентальное или нечто постороннее для Его природы. Однако при всем том слово, поскольку оно является таковым, должно по определению своему происходить от другого и являться подобием своего источника. Это [последнее] верно даже относительно нашего слова.

18. Но помимо этого, Слово Божие не является ни акциденцией или частью Бога, который прост, ни чем-то посторонним относительно божественной природы, но является преисполненным субсистированием в божественной природе и [в то же время] происходящим от другого, поскольку любое слово должно быть именно таковым. В нашем способе словоупотребления, Оно называется «Сыном», потому что Он происходит от Другого как Его подобие и субсистирует в одной природе со своим Источником.

19. Поэтому, в той мере, в какой божественные вещи могут быть представлены человеческими словами, мы называем Слово божественного ума Сыном Божиим, в то время как Бога, чье Он есть Слово, мы называем Отцом. Мы говорим, что происхождение Слова – нематериальное рождение Сына, не плотское, не как на это взирают плотские люди.

20. Есть и нечто другое, в чем выявляется превосходство рождения Сына Божия над всяким человеческим рождением и в материальном плане, как тогда, когда один человек рождается от другого, и в умопостигаемом плане, как тогда, когда слово замышляется в человеческом разуме. В любом из этих случаев то, что рождается, появляется по времени позже своего источника. В самом деле, отец не рождает сразу, как только начинает существовать, но он должен сначала развиться из несовершенного состояния до совершенного, в котором сможет породить. Более того, само действие рождения занимает какое-то время прежде, чем сын рождается, потому что плотское порождение состоит из изменения и последовательности состояний. Точно так же человеческий ум готов сформировать умопостигаемые понятия не сразу как только человек рождается, но когда он достигает зрелого состояния. Таким образом, он не всегда актуально мыслит, но сначала он мыслит только в потенции и лишь после этого актуально, и порою он перестает мыслить актуально и остается в мышлении лишь потенциальном или хабитуальном (навык). Таким образом, слово появляется по времени позже, чем сам человек и порою перестает быть, пока человек еще есть.

21. Но эти два ограничения не могут приличествовать Богу, в котором нет никакого несовершенства или изменения, или перехода от потенции к акту, так как Он - чистый и первый акт. Стало быть, Слово Божие, cо-вечно самому Богу.

22. Другое отличие нашего слова от божественного заключается в том, что наш ум не мыслит все одновременно, или одним актом, но многими различными действиями; поэтому слова нашего ума многочисленны. Но Бог мыслит все одновременно в одном единственном акте, поскольку Его мышление, коль скоро оно составляет Его бытие, должно быть едино. Отсюда следует, что в Боге есть только одно Слово.

23. Есть и еще одно различие: слово нашего ума не соответствует власти нашего ума, потому что, когда мы мысленно задумываем одну вещь, мы можем задумать еще и много других вещей; таким образом слово нашего ума несовершенно и может представлять из себя состав, когда несколько несовершенных понятий соединены, чтобы сформировать более совершенное слово, как случается в процессе формулировки определения. Но божественное Слово соответствует власти Бога, поскольку Он своей сущностью мыслит себя и все остальное. (Поэтому как Его сущность, так и Слово, мыслимое Им посредством сущности, мысля и себя, и все остальное, в равной степени являются великими, Следовательно, Слово совершенно, просто и равно Богу. Мы называем это Слово Божие Сыном, как сказано выше, потому что Оно имеет одну и ту же природу с Отцом, и мы исповедуем, что оно cо-вечно, единородно Отцу и совершенно [как Он].

продолжение


No Comment

Отправить комментарий