Введение

4/24/2017, No Comment

Из трактата св. Фомы Аквинского, De rationibus fidei (Об обоснованиях веры), Глава 1.

1. Блаженный Апостол Петр получив обетование от Бога, что на его исповедании веры будет основана Церковь, которую врата Ада не одолеют; что вера Церкви, препорученная ей, пребудет в противостоянии с этими вратами Ада неповрежденной, обращается к верующим во Христа (1 Петр 3:15): «Господа Бога святите в сердцах». То есть [вера Церкви пребудет неповрежденной] благодаря твердости веры. Имея такое основание, установленное в наших сердцах, мы можем не опасаться всяческих нападений или насмешек неверующих, настроенных против нашей веры. Поэтому Петр добавляет: «будьте всегда готовы дать ответ вопрошающему вас о том, каковы обоснования вашего упования и веры» (там же)*.

2. Христианская вера состоит прежде всего в исповедании святой Троицы, и особенным образом прославляется в Кресте Господа нашего Иисуса Христа. Ибо «слово о кресте», говорит Павел (1 Кор. 1:18), «для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия».

3. Наша надежда направлена к двум вещам: (1), чего мы с нетерпением ждем после смерти, и (2) помощь Бога, который ведет нас через эту жизнь к будущему блаженству через дела, совершенные доброй волей.

4. И теперь поговорим о том, что, как ты утверждаешь, вызывает критику и насмешку неверных. Так, мусульмане, ты говоришь, смеются над нашими словами, что Христос - Сын Бога, тогда как у Бога нет никакой жены;** и полагают нас безумными, поскольку мы исповедуем в Боге три Лица, даже если при этом мы не подразумеваем трех богов.

5. Они также смеются над нашим определением, что Христос, Сын Бога был распят ради спасения человеческого рода***, поскольку, если Бог является всемогущим, то Он мог бы спасти человеческий род без страдания Сына, Он мог бы также сделать человека таким, чтобы он не мог грешить.

6. Они также упрекают христиан в том, что они поедают Бога на алтаре, и что, даже если Тело Христа некогда было большим как гора, к настоящему времени оно должно быть уже все съедено.

7. Относительно состояния душ после смерти: ты говоришь, что греки и армяне держатся ошибки, будто души после смерти ни не наказаны, ни вознаграждены до судного дня, но находятся в некотором месте ожидания, так как они не могут получить наказание или награду без тела. И в подтверждение их заблуждения они приводят слова Господа (Ин. 14:2): «В доме моего Отца обителей много».

8. Относительно заслуг, которые зависят от свободы произволения, ты утверждаешь, что мусульмане и другие народы держатся того, что божественное предвидение или упорядочивание налагает необходимость на действия человека; таким образом они говорят, что человек не может умереть или даже грешить, если Бог не устанавливает своим порядком это, и что у каждого человека его судьба написана на его лбу.

9. Сверх этого ты спрашиваешь о моральных и философских доводах, которые могут принять мусульмане, ибо бесполезно приводить авторитет Писания тем, кто не признает этот авторитет. Я желаю удовлетворить твое прошение, которое, кажется, проистекает из благочестивого желания, так, чтобы ты мог, подготовленный учением апостолов, дать ответ всякому, кто испрашивает у тебя обоснование. По этим вопросам я сделаю некоторые объяснения легкими настолько, насколько позволяют сами предметы [обсуждения], так как более полно я написал о них в другом месте [в «Сумме против язычников»].

* Латинский текст Вульгаты (1Петр 3:15) несколько отличается от цитаты, приводимой в данном случае св. Фомой: parati semper ad defensionem omni poscenti vos rationem de ea, quae in vobis est spe, тогда как у Аквината в тексте написано: parati semper ad satisfactionem omni poscenti vos rationem de ea quae in vobis est spe et fide. В синодальном переводе место звучит следующим образом: «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением».

** Коран 72,3: Величие (или богатство) нашего Господа превысокое, и Он не взял Себе ни супруги, ни сына.

*** Коран 4,157-8: И сказали: «Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха». Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его (или не убивали его с уверенностью). О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах — Могущественный, Мудрый.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий