Пророк говорит в Псалмах: «Вкусите и увидите, сколь сладостен Господь» (Пс 34,8).
Мои дорогие дети, св. Григорий говорит – а все сердца должны это полностью подтвердить – что служение Богу равно жизни в свободе*. Кто взошел на вершины презрения вещей преходящих и воссел на высотах вечного Блага, кого обнимают руки вековечной любви Возлюбленного – ах, дорогие дети, чего же не хватает таковому на земле? Чего же более он может желать? Сколько же радостных дней он будет иметь на земле! Блажен таковой, что он родился. Как же он должен прославлять Бога, когда взирает вниз и в бушующих волнах морских глубин (то есть в жизни без Бога) видит столько опасностей для сердца, тела и души!
Жил некогда человек, который испытывал радость и наслаждение в сладостном присутствии Бога, и поскольку он был одновременно оторван от всех творений, так думал:
- Сердце мое, от чего ты столь глубоко радуешься?
А внутренний голос ответил ему:
- На всей земле нет ничего, что бы меня радовало: ни имущество, ни друзья, никакое удовольствие этого мира. Единственная моя радость это то, что Бог столь благ и что это возлюбленное Благо – мой друг, в котором я возлагаю все свое упование.
Мои дорогие дети, пишу вам для того, чтобы вы этого горячо возжелали и нашли в этом радость ваших сердец. Примите добровольно узы Вековечной Премудрости, и они быстро превратятся в золотые венцы беечного блаженства. Пусть вас не обескураживает столь малое число тех, кто хочет идти прямой стезей и узким путем, а столь многие ищут всевозможными способами выгодную жизнь; пусть это не остудит ваш огонь. Взгляните на благочестивые примеры святой жизни, на тех, кто презрел воистину все, что может дать земля и сердцем неустанно пребывали в небесной отчизне, а их особенное благочестие светило так ярко как денница. За ними следуйте, им подражайте!
Дорогие дети, мир начинает стареть, любовь остывает, а прекрасные розы святого благочестия быстро опадают; видно больше колючих тернов, чем белых лилий.
Ах, вы нежные розы цветами устланной духовной жизни, пребывайте стойко. Окружите себя тернами, чтобы ними отпугивать всяческих тварей, отличайтесь от всего мира. Ах, отворите сердца и желания сладостной майской росе небесного Солнца, чтобы вы познали, чего Он от вас ожидает и не отдаляли Его, когда Он захочет поселиться в вас.
Дайте Ему время и место, чтобы Он мог совершить в вас свое дело, чтобы ваши сердца стали исполненным благоухания ларцом Божества, ваши уста – чистым сосудом, а вся жизнь – образом небесной святости, так чтобы в вас прославляли Бога, чтобы ваши благие ангелы возрадовались, и все стали лучшими. Святое размышление сделайте предметом вашей особенной заботы, а разговоры с Богом или о Боге в любое время считайте своей святой обязанностью. Все, что видите или слышите, пусть вас возносит к Богу.
Молчание замкнутых уст наполняет сердце миром и прибавляет вам человеческую любовь. Избавляйтесь от близких отношений с людьми, и таким образом наверняка придете к сердечной близости с Богом. Не прислушивайтесь к людям мирским и не имеющим хорошей репутации, не ищите в их обществе развлечений или утешений. Оказывайте послушание во внешних вопросах, не выходите из своего внутреннего мира или же, как можно быстрее возвращайтесь к себе, чтобы не потерять самих себя. Не заботьтесь о том, что вам не наказано.
Подобно, как все друзья Бога, будьте, прежде всего, готовы к принятию временных страданий. Ибо это вы должны знать: если ожидаете от Бога неких особенных даров, вы должны их добыть. Одно не вызывает сомнения: если Он ниспосылает страдания, дает также и радость, если может наполнить сердце скорбью, может также принести сердечную радость искренне любящему сердцу.
Приблизьтесь все сердца и скажите, обрели ли вы когда-нибудь радость без страдания. Господи возлюбленный, Ты – единственное Благо, в котором можно обрести постоянную радость, истинный мир и счастье без страдания – насколько это возможно в этой жизни.
Нет ничего более тяжкого, чем преодоление самого себя, но также нет ничего лучшего, чем победа над собою. По этой-то причине сегодня столь многие кружат и заглядывают через ограду, целыми днями обходят ров, но не имеют отваги пробиться через терние смелого решения, необходимого для того, чтобы достичь прекрасных широких, устланных цветами лугов духовной красы. Нравится им плод, охотно бы его сорвали для себя, но отвратно для них усилие; но труд, от которого они убегают, настигает их в другом месте.
Блажен, кто здесь не боится тяжелой работы, ибо после кратковременного труда наступает блаженная вечность. Аминь.
* Hom. in Ezechiel I, 4; PL t. 76, c. 810.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий