Третья ступень: уста

8/15/2016, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о мосте, LХХVI.

Все то, что Я тебе сказал, объяснила тебе моя Истина. Повторил тебе это еще раз, говоря от ее имени, чтобы ты постигла совершенство души, которая вступила на эту последнюю ступень. Там она приходит к такому познанию и приобретает столько огня любви, что тотчас возносится на третью ступень, то есть к устам. Там она убеждается, что пришла к состоянию совершенства.

Проходит же она через сердце, где снова очищается воспоминанием о крови. Она выводится из несовершенной любви познанием, которое черпает из любви сердца, принимая, вкушая и испытывая огонь моей любви. Отныне она соединена с устами и показывает это, исполняя задание уст. Уста говорят языком, который находится в устах; вкушают со вкусом пищу; сохраняют ее, чтобы передать желудку; дробят ее устами, чтобы проглотить.

Точно так поступает и душа. Она говорит со Мною языком, который находится в устах святой жажды, языком святой и постоянной молитвы. Этот язык произносит внешне и мысленно. Произносит внутри, когда жертвует Мне свои сладостные и любовные желания, ради спасения душ. Произносит внешне, когда провозглашает учение моей Истины, когда назидает, советует, когда исповедует веру, не страшась страданий, которые мир может ей причинить, но смело провозглашая имя сое всякому творению, различными способами, каждому согласно с его потребностями.

Говорю, что вкушает, принимая питание душ, ради славы моей, со стола пресвятого креста (ср. Ин 4,34). Ни одна пища, ни один стол не мог бы по-настоящему насытить ее совершенным образом. Говорю, что дробят пищу зубами, иначе не могли бы ее проглотить. Ненависть и любовь – это как бы две челюсти в устах святой жажды, которыми душа дробит полученную пищу с ненавистью к себе и с любовью добродетели в себе и в ближнем. Дробит всяческие обиды, оскорбления, поношения, насмешки, выговоры, гонения, голод, жажду, холод, жару, скорбную жажду, слезы и пот, ради спасения душ. Дробит все это ради моей славы, страдая и перенося своего ближнего. Когда же это раздробит, приходит очередь вкуса. Душа вкушает плод своих стараний, наслаждаясь этой пищей душ, в огне своей любви ко Мне и ближнему. Потом эта пища доходит до желудка, приспособленного к ее принятию, благодаря жажде и голоду душ. Этим желудком является сердце, с сердечной и нежной любовью ближнего. Душа восторгается этим блюдом и пережевывает его с таким рвением, что перестает заботиться о телесной жизни, чтобы мочь вкушать эту пищу со стола креста и учения Христа распятого.

Тогда душа наполняется истинными и честными добродетелями и разрастается так, что рвется на ней одеяние ее собственной чувственности. Кто рвется, умирает: ибо чувственная воля отныне мертва. Чувственное вожделение не может жить, ибо воля души живет упорядоченно во Мне, облаченная в мою вечную волю.

Придя так к третьей ступени, к устам, душа теряет всю собственную волю, вкушая сладости моей любви и, таким образом, обретает мир и отдохновение в устах. Знаешь, что устам подают мир*. Так, на этой третьей ступени душа познает мир. Она потеряла и разрушила волю и почивает. Эта воля дает ей мир, поскольку она мертва.

Те, кто пришел к этому состоянию, без болей рождают добродетели по отношению к ближнему. Хотя страдания не перестают быть страданиями, но чувственная воля, которая мертва, уже их не чувствует и переносит охотно ради славы моего имени.

Таковые с жаром бегут путем учения Христа распятого, и не останавливает их ни причиненный им вред, ни наслаждения, которые мир хотел бы им дать. Они проходят над всем этим с непоколебимой силой и выносливостью, с чувством, облаченным моею любовью, вкушая пищу спасения душ, готовые перенести все с истинным и совершенным терпением. Это терпение неопровержимо свидетельствует, что душа любит своего Бога совершенно и безоговорочно. Если бы она любила Меня и ближнего только ради собственной выгоды, была бы нетерпелива и замедляла бы бег.

Но они любят Меня ради Меня самого, ибо Я – наивысшее Благо, достоин любви. Они любят себя ради Меня самого, любят ближнего ради Меня самого, чтобы возносить хвалу и честь моему имени. Поэтому они всегда терпеливые, сильные и выносливые в страданиях.

* Pace: патена, которую священник подавал верным для поцелуя во время знака мира.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий