Потом Ученик обратился с большим рвением к Вековечной Истине и просил Её указать ему внешние признаки, отличающие по-настоящему оторванного человека. И такой задал ей вопрос: О, Вековечная Истина, как ведет себя такой человек по отношению к каждой конкретной вещи?
Ответ: Он умирает для самого себя, а вместе с ним умирают все вещи.
Вопрос: Как он ведет себя по отношению к времени?
Ответ: Он живет нынешним мгновением, не помышляет об эгоистических планах, и замечает свою пользу, как в наименьших, так и в наибольших делах.
Вопрос: Павел говорит, что праведнику не было дано никакого закона (1Тим 1,9).
Ответ: Праведник, в соответствии со степенью своей праведности, ведет себя с большим, чем другие послушанием, ибо в глубине своих недр понимает, что внешне отведено каждой вещи и в соответствии с этим так к ней и относится. Его же свобода рождается так: то, что все люди делают по принуждению, он – в духе оторванности.
Вопрос: Является ли свободным от внешних упражнений тот, кто достиг этой внутренней оторванности?
Ответ: Немного мы видим таких, кто достиг этого состояния, и не утратил при этом сил, ибо эта оторванность очищает от самого мозга костей тех, чьим действительным уделом стало. Поэтому в тот момент, когда они познают, что следует делать, а от чего воздержаться, они остаются при обычных практиках, употребляя их в соответствии с их возможностями и обстоятельствами.
Вопрос: Откуда у некоторых, с виду добрых, берется огромное угнетение и необычайно тесная совесть, у других же – недопустимая вольность?
Ответ: И одни и другие ставят своей целью свой собственный образ*, хотя разными способами: одни согласно духу, другие – телу.
Вопрос: А такой человек** постоянно пребывает в бездействии – а если нет, то каково его действие?
Ответ: Действие человека полностью оторванного заключается в не-действии, а его поступки – оставаться в бездействии. Ибо в действии он сохраняет спокойствие, а в поступках остается бездеятельным***.
Вопрос: А как это относится к ближнему?
Ответ: В истинной свободе он живет вместе с ним, но не сохраняет его образ, любит его, но без привязанности, сочувствует ему, но не поддается беспокойству.
Вопрос: Имеет ли такой человек обязанность исповедоваться?
Ответ: Исповедь, проистекающая из любви намного более плодотворна, чем вытекающая из чувства обязанности.
Вопрос: Как выглядит молитва такого человека и вообще, должен ли он молиться?
Ответ: Его молитва плодотворна, поскольку он направляет свои мысли внутрь (Бог есть духом!) старательно исследует, не сотворил ли он какое-либо препятствие, или также, не следует ли он собственной воле и не слушает свое собственное я. Тогда в его высших силах является ему свет, в котором он видит, что Бог является его бытием, жизнью и деянием, а он сам – только Его инструментом.
Вопрос: Как выглядит пища, питье и сон столь благородного человека?
Ответ: Внешне, на уровне чувств, его внешнее существо есть, но этого не делает его всматривающийся в Бога внутренний человек; ибо в противном случае он бы принимал пищу и отдыхал точно также как животные. Это же самое относится к другим человеческим действиям.
Вопрос: Каково его внешнее поведение?
Ответ: В движениях и словах он бережлив, прост и натурален, а его поведение – полно умеренности, так что вещи проплывают через него без его участия и не нарушают спокойствия в сфере его чувств.
Вопрос: Все ли они таковы?
Ответ: Более-менее, относительно их жизненного пути. Но в некоторых моментах не отличаются.
Вопрос: Дошел ли такой человек к полному познанию истины, или в нем еще остаются колебания и сомнения?
Ответ: Пока человек остается собою, они не исчезают, когда же он выйдет из себя и погрузится в том, что есть****, тогда познает всю истину. Ибо это и сеть сама истина, а человек, в тот момент, когда умер для самого себя, пребывает в нем.
Я уже достаточно сказал тебе. Ведь к этому состоянию не приходят при помощи вопросов; к этой укрытой истине приходят путем истинной оторванности.
* Руководствуются своей собственной волей.
** Оторванный человек.
*** Так как вместо него действует Бог.
**** В Боге.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Комментарии: о. Веслав Шимона ОР
Отправить комментарий