Сто размышлений и молитв

5/06/2016, No Comment

Из книги блаженного Генриха Сузо «Книга Вековечной Премудрости» (Büchlein der Ewigen Weisheit), Часть III.

Кто жаждет размышлять коротко, хорошо и с пользой о достойных Страстях Господа нашего Иисуса Христа, единственного Источника нашего спасения, а также выразить благодарение за Его множественные страдания, должен выучить на память сто нижеизложенных размышлений, стараясь особенно проникнуть в смысл кратких текстов, в которых они заключаются. Пусть повторяет их ежедневно, благочестиво и внимательно, к каждому размышлению присовокупляя вению или какую-либо иную соответствующую практику. При каждой вении следует прочитать Pater noster или же Salve Regina или Ave Maria, если размышление касается Пресвятой Матери.

Ибо в таком виде получил эту практику некий брат проповедник, когда однажды ночью, после утренней, стал перед распятием и сердечно сетовал пред Богом, что не может размышлять о Его горьких Страстях и что размышления о них даются ему с большим трудом. До этого дня они действительно причиняли ему много трудностей, и именно тогда он был освобожден от них. Молитвы, заканчивающие каждое размышление, он добавил по собственному вдохновению. Они краткие и предназначены для того, чтоб призвать человека, чтоб – согласно своему внутреннему расположению – обращался к Богу с такими или иными подобными просьбами.

 

Вековечная Премудрость, сердце мое припоминает Тебе, что

1. после Тайной Вечери, на Горе, страх Твоего чувствительного сердца выдавил на Твоем лице струи кровавого пота;

2. Ты был предательски пойман, связан путами и позорно уведен;

3. ночью Тебя, Господи, покрыли оскорблениями, жестоко избили, плевали в лицо, закрывая повязкой Твои прекрасные очи;

4. утром привели Тебя к Каиафе и признали виновным;

5. с огромной болью сердца смотрела на Тебя Твоя Матерь;

6. привели Тебя с позором к Пилату, ложно обвинили и приговорили к смерти;

7. Ты, Вековечная Премудрость, был, как сумасшедший облачен в белые одеяния и выставлен для насмешек перед Иродом;

8. Твое прекрасное тело бесчеловечно истязали и разрывали страшными ударами плетей;

9. Твою нежную голову искололи острыми терниями, так что Твое полное доброты лицо истекало кровью;

10. так приговоренный и покрытый стыдом Ты шел на смерть, неся крест.

Моя единственная надежда, я припоминаю Тебе все это для того, чтобы Ты поспешил как Отец на помощь мне во всех моих нуждах. Разорви тяжкие цепи моих грехов, храни меня от укрытых прегрешений и от известных всем преступлений. Береги меня от лживых советов Неприятеля и от всех искушений греховных. Позволь мне глубоко переживать Твои страдания и скорби Твоей доброй Матери. В последнюю минуту моей жизни суди меня, Господи, по своему милосердию. Научи меня пренебрегать всеми мирскими почестями и мудро служить Тебе. Пусть Твои раны исцелят все мои слабости, а боли Твоей головы пусть будут украшением моего разума и силой против искушений. По мере своих возможностей я жажду также повторять все Твои страдания.

 

Господи мой милый,

1. как на высоком древе креста угасли и закрылись Твои ясные очи;

2. Твои Божественные уши наполнились насмешками и богохульствами;

3. Твое нежное обоняние – противным смрадом;

4. Твои добрые уста – горьким напитком;

5. Твое чувствительное осязание ощутило жестокие удары – так и я жажду, чтобы Ты сохранил мои очи от неохраняемых взглядов, а мои уши от пустых разговоров. Отними у меня лакомство в вещах телесных, наполни меня отвращением от всех вещей этого мира и освободи меня от слабости моего собственного тела.

Добрый мой Господи,

1. как Твоя Божественная голова склонилась от боли и страдания;

2. Твоя шея была жестоко избита;

3. Твое чистое лицо все затекло плевками и кровью;

4. исчезли свежие цвета Твоей кожи;

5. угасла красота Твоего тела;

- соделай так, чтобы я любил телесные неудобства, а в Тебе искал все мое отдохновение, чтобы я охотно переносил зло причиняемое ближними, желал пренебрежения и чтобы угасли все мои вожделения.

 

Господи мой милый,

1. как Твою правую ладонь пробил гвоздь;

2. Твоя левая ладонь была пробита;

3. вывихнуто Твое правое плечо;

4. болезненно натянуто Твое левое плечо;

5. пробита насквозь Твоя правая стопа;

6. Твою левую стопу раздробили страшными ударами;

7. Ты повис скованный бессилием

8. и огромным истощением Твоего Божественного тела;

9. все нежные члены Твоего тела были обездвижены и скованы на этом узком древе креста;

10. тело Твое во многих метах истекало потоками горячей крови

- так точно я, Господи мой милый, жажду остаться обездвиженным, равно в радости, как и в невзгодах. Жажду гвоздями быть к Тебе прибитым. Жажду, чтобы все силы моего тела и души были распяты на Твоем кресте, а мой разум и жажда прикреплены к Тебе. Соделай, чтобы я не смог найти плотское удовольствие, и был готов искать Твою славу и почитание. Желаю, чтобы каждая часть моего тела имела какое-то особенное соучастие в Твоем умирании и носила благородное подобие Твоей казни.

 

Добрый мой Господи,

1. на кресте утратила свежесть и увяла краса Твоего цветущего тела;

2. грубо отесанный крест был слишком жесткой опорой для Твоей нежной и изнуренной спины;

3. повисло Твое отяжелевшее тело;

4. вся Твоя кожа была покрыта ранами и синяками;

5. а Твое, Господи, сердце все переносило с любовью.

Пусть Твое увядшее тело будет для меня постоянным возрождением, Твоя жесткая опора – моим духовным отдохновением, Твой обморок – полезным для меня восстановлением; Твои боли успокоят мои собственные, а Твое любящее сердце разожжет огонь в моем.

 

Господи мой милый, когда Ты пребывал в смертном страхе,

1. Тебя высмеивали язвительными словами;

2. и издевательскими жестами;

3. в их сердцах Ты стал ничем;

4. Ты же несгибаемо пребывал во всем этом;

5. и с жаром молился за палачей Своему возлюбленному Отцу;

6. Тебя, невинного Агнца, сопричислили к преступникам;

7. тот, что справа оскорблял Тебя

8. с лева – Тебя исповедал

9. и от Тебя получил отпущение всех своих грехов;

10. а Ты отверз ему небесный рай.

Господи возлюбленный, научи же слугу Твоего мужественно переносить ради Тебя все язвительные слова, издевательские жесты и всяческое пренебрежение, а также просить Тебя о прощении для всех моих врагов. Бесконечная сладость, за мою грешную жизнь я представляю ныне пред очами небесного Отца Твою невинную смерть. Вместе с разбойником взываю к Тебе, Господи: «Помяни меня, помяни в Твоем царствии!» Не осуждай меня за мои негодные поступки, прости все мои грехи и отвори предо мной Твой небесный рай.

 

Добрый мой Господи,

1. в тот час Тебя оставили все;

2. друзья Твои отдалились от Тебя;

3. Ты был наг, обесчещен, разоблачен;

4. сила Твоя казалась побежденной;

5. с Тобою поступали немилосердно, Ты же переносил все это в тишине и со смирением.

6. Ах, сколь же огромным должно было быть страдание Твоего нежного сердца, когда Ты один видел бездонную скорбь своей Матери;

7. когда Ты видел Ее усталые жесты;

8. когда Ты слышал Ее стенания;

9. когда в момент расставания с Нею Ты препоручил Ее возлюбленному Ученику, чтоб тот был Ей верен как матери;

10. а Ей поручил быть верной Твоему Ученику как сыну.

Трогательный пример всех добродетелей, освободи меня от всяческой вредной любви к людям и от каждой неупорядоченной верности друзьям. Освободи меня от всяческой бесстрастности, в борьбе со всеми злыми духами дай мне постоянство, и смирение перед всеми насильниками. Сладостный мой Господи, вырежи свою горестную смерть в глубине моего сердца, в моей молитве и в поступках. Добрый и милый Господи, я отдаю себя верности и постоянной заботе Твоей доброй, пречистой Матери и Твоему доброму, возлюбленному Ученику.

(Salve Regina или Ave Maria)

 

О благая, пречистая Матерь, припоминаю Тебе ныне Твои огромные страдания, которые Ты испытала когда:

1. взгляд Твой впервые пал на Твое дражайшее Дитя повисшее в смертельной муке;

2. Ты не могла поспешить Ему на помощь;

3. вид палачей Твоего Сына был для тебя пыткой;

4. Ты оплакивала Его рвущимся голосом;

5. а Он утешал Тебя с огромной добротой;

6. Его полные доброты слова разрывали Твое сердце;

7. вид Твоих страданий трогал самые твердые сердца;

8. Ты воздела свои уставшие материнские руки;

9. но Твое истощенное тело упало без сил;

10. Твои нежные уста с любовью целовали Его стекающую кровь.

О матерь всех благодатей, всю мою жизнь храни меня своей материнской заботой, сбереги меня милосердно в смертный час. О добрая Госпожа, именно ради этого часа я жажду быть Твоим слугой все дни моей жизни. Это страшный час, наполняющий трепетом сердце и душу, ибо, когда уже закончатся молитвы и мольбы, не знаю, к кому я, несчастный, мог бы убежать. Поэтому, о бездонная пропасть Божьего милосердия, ныне я припадаю к Твоим стопам с горячими вздохами сердца, в надежде, что окажусь достойным познать Твое радостное присутствие. Как мог бы потерять охоту, чего может испугаться тот, кого Ты хочешь сохранить, пречистая Матерь?

Единственное утешение, сохрани же меня от гнетущего вида злобных духов, помоги и избавь меня из рук моих врагов. Утешь мои воздыхания и стоны. Пусть Твои благие очи благоприятно взглянут на мою смертельную немощь. Твои сладостные руки пусть вытянутся ко мне, соблаговоли принять мою несчастную душу, а Твой цветущий лик пусть приведет ее к Господу и Судье и даст ей вечное блаженство.

 

Возлюбленный предмет предпочтения Отца небесного! Кроме внешних страданий этой бесчеловечной смерти на кресте,

1. Ты был в тот час полностью лишен всяческого внутреннего утешения и сладости;

2. Ты стонал и взывал к своему Отцу;

3. Твоя воля была полностью соединена с Его волей;

4. Ты ощущал страшную телесную жажду;

5. по причине своей огромной любви Ты испытывал жажду духовную;

6. а напоили Тебя горечью

7. и когда все исполнилось, Ты сказал: Consummatum est!

8. Ты остался до смерти послушным своему возлюбленному Отцу;

9. Ты предал свой дух в Его отцовские руки;

10. а Твоя благородная душа отступила тогда от Твоего Божественного тела.

Господи мой милый, ссылаясь на эту любовь, я жажду, чтобы Ты был рядом со мной во всех моих страданиях и всегда обращал свой отцовский слух к моим молениям, и дал мне благодать постоянного соединения моей воли с Твоею. Угаси во мне, Господи, всяческое желание вещей телесных, возбуди во мне жажду вещей духовных. Пусть Твой горький напиток превратит в сладость все мои хлопоты. Соделай, чтобы я выстоял до самой смерти в благородных решениях и благих поступках, и никогда не оказал непослушания.

Вековечная премудрость, я предаю ныне свой дух в Твои руки, испрашивая, чтобы Ты в мой последний час приняла его в радости.

Даруй мне жизнь милую Тебе, хорошо подготовленную к смерти и по милости Твоей счастливый конец. Пусть Твоя жестокая смерть соделает, чтобы принесли плод даже самые малые мои поступки, чтобы когда придет этот час, я был полностью очищен от прегрешений и освобожден от кары воздаяния.

Вспомни, Господи, что:

1. острое копьё пронзило Твой Божественный бок;

2. из него хлынула драгоценная алая кровь;

3. истекла из него живая вода*

4. какие же жестокие Ты перенес пытки, чтобы искупить меня!

5. как великодушно Ты меня спас!

 

Пусть Твои глубокие раны хранят меня от всех моих врагов, пусть Твоя живая вода омоет все мои грехи, пусть Твоя алая кровь украсит меня всяческими благодатями и добродетелями. Добрый мой Господи, пусть жестокие страдания этого искупления свяжут меня с Тобой. Великодушие Твоего искупления пусть соединит меня с Тобою на веки.

Единственное утешение всех грешников, сладостная Царица, припоминаю Тебе ныне, что Ты стояла у подножия креста, а Сын Твой отдал дух и мертвый висел пред Тобою,

1. сколько же раз Ты возвела к Нему печальные очи!

2. с огромной материнской любовью Ты обнимала Его мертвые руки!

3. как сильно Ты прижимала их к своим залитым кровью ланитам!

4. поцелуями Ты закрывала Его открытые раны и открывала мертвый лик;

5. сколько же смертельных ран получило тогда Твое сердце!

6. сколько же раз Ты вздохнула от боли!

7. сколько же слез пролила, горьких и печальных!

8. как же скорбны были Твои стенания!

9. вся Твоя натура погрузилась в бездонной печали;

10. и Твое подавленное сердце никто не мог утешить.

 

Пречистая Госпожа, припоминаю Тебе ныне все это, чтобы Ты всю жизнь была для меня постоянным стражем и верным проводником. Все время обращай ко мне свой любящий и милый взгляд, сколько бы я Тебя не искал, прими меня всегда как матерь, а Твои руки пусть будут для меня желанной и верной твердыней против всех моих врагов. Нежные поцелуи, которыми Ты закрывала Его раны, пусть меня с Ним примирят. Твои смертельные раны пусть выпросят для меня искреннее сокрушение. Твои глубокие воздыхания – постоянную жажду, а Твои горькие слезы пусть тронут мое затвердевшее сердце. Пусть твои жалобы уберегут меня от всяческих пустых слов, Твои жалобные жесты – от всяческих ненужных и погибельных движений, а Твое истерзанное сердце – родит во мне пренебрежение ко всяческой преходящей любви.

1. Чудесный отблеск вечного света, как же Ты угас, когда душа моя, исполненная сочувствия и благодарения, обняла у подножия креста Твое мертвое тело, положенное на коленях Твоей скорбящей Матери! Угаси во мне сжигающее вожделение всяческого зла!

2. Чистое, ясное зерцало Божьего Величия! Как же Ты почернело от любви ко мне! Очисти меня от всяческих пятен моих грехов!

3. Чистый, светлый образ благости Отца, каким же грязным Ты стал! Верни, ныне искаженный, первоначальный образ моей души!

4. Агнец непорочный, как же жестоко люди обошлись с Тобою! Будь очищением и воздаянием за мою жизнь полную прегрешений и преступлений.

5. Царь царей и Господь господствующих, как же теперь моя душа сердечно оплакивает Тебя в Твоем унижении; позволь ей некогда оказаться в Твоих свадебных объятьях и в Твоем вечном свете.

Добрая пречистая Матерь, припоминаю Тебе ныне

1. Твое печальное состояние, в тот момент, когда Тебя отрывали от сердца Твоего убитого Сына;

2. скорбное расставание;

3. Твои неуверенные шаги;

4. удрученное сердце, рвущееся к Тому, которого Ты оставила;

5. Твою несокрушимую верность Ему, которую Ты одна, несмотря на огромную скорбь, сохранила Ему до гроба

- вымоли для меня у своего благого Сына, чтобы Твоя печаль и страдания помогли мне преодолеть все мои страдания и закрыться вместе с Ним в гробнице, вдали от всех земных несчастий, чтобы весь мир казался мне местом изгнания, чтобы я Его одного только жаждал с глубины сердца и выдержал до гроба в Его славе и служении. Аминь.

* Вода, которая вытекла из пробитого копьем бока Христа (Ин 19,34), именуется живой, поскольку является символом воды крещения, дающей жизнь благодати заслуженной на кресте.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

Комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий