Как следует вести внутреннюю жизнь

4/08/2016, No Comment

Из книги блаженного Генриха Сузо «Книга Вековечной Премудрости» (Büchlein der Ewigen Weisheit), Часть II, Глава 22.

Слуга: Существует много духовных упражнений и много правил жизни, одни такие, другие – иные. Много также различных методов. Святое Писание – непостижимо, а доктрин у нас – без счета. Премудрость Вековечная, научи меня в нескольких словах, как из этой бездны различных вещей извлечь то, чего на пути истинной жизни я должен, прежде всего, держаться.

Вековечная Премудрость: Наиболее верное, наиболее полезное и наиболее краткое учение, какое может дать тебе все Святое Писание, учение, которое в нескольких словах указывает тебе всяческую премудрость, вплоть до наивысшего совершенства чистой жизни, таково:

1. Держись подальше от всех людей.

2. Отдаляй от себя все вредные образы.

3. Освободись от всего, что может привести в твою жизнь легкомыслие, привязанность или заботу.

4. Неустанно возноси свое сердце к укрытому Божественному созерцанию, постоянно имея Меня перед очами, и никогда не отводи от Меня своего взгляда. Это созерцание должно стать также целью других упражнений, как бедность, пост, бдение и все другие умерщвления. Практикуй их только в такой степени, в какой они помогают тебе в стремлении к нему. Таким образом, ты достигнешь наивысшего совершенства, какого не достигнет ни один из тысячи, а это потому, что видя в тех других упражнениях саму цель, они блуждают на протяжении многих лет.

Слуга: Господи, кто же может неустанно пребывать в созерцании Твоего Божественного присутствия?

Вековечная Премудрость: Никто среди живущих во времени. Это сказано было тебе только для того, чтоб ты знал, куда ты должен направляться, какой должна быть цель твоего странствия, к чему должны направляться твое сердце и разум. А когда ты будешь лишен этого созерцания, ты должен почувствовать себя так, как будто бы у тебя отобрали твое вечное счастье, и ты должен вернуться к нему как можно быстрее, чтобы снова его обрести и тогда ты должен внимательно следить за собою. Ибо когда ты его не имеешь, ты – как гребец, у которого среди бушующих волн из рук выпали весла и он не знает, куда ему направляться. А если ты еще не можешь постоянно пребывать в созерцании, частые обращения к самому себе и терпеливое возобновление созерцания, приведут тебя к такому постоянству, какое только возможно.

Слушай, слушай, дитя Мое, верное наставления твоего верного Отца (ср. Притч 1,8). Помни кто есть Тот, который тебе их дает, и какое огромное привязывает Он к ним внимание. Если ты хочешь продвигаться вперед по пути совершенства, имей это учение всегда пред своими очами. Где бы только ни был, сидишь ли, стоишь или идешь, веди себя так, как если бы Я был рядом с тобою и увещевал тебя такими словами: «Дитя Мое, будь сосредоточен, чист, свободен и высоко возноси свое сердце». Таким образом, ты быстро поймешь Мои слова и познаешь также, то благо, которое ныне еще перед тобою укрыто.

Слуга: Славься во веки, Премудрость Вековечная! Господи мой и дражайший мой Друг, если бы я сам не хотел идти вперед таким образом, заставили бы меня Твои сладостные слова и Твое милое, благое учение. Господи, я должен и хочу приложить к этому всяческие старания.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий