Лишение ощущения Божьего присутствия

4/13/2016, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о мосте, LХIII.

Вот ты и узрела, как высоко стоит тот, кто достиг дружеской любви. Он оторвался от ступени чувства и достиг тайны сердца, то есть второй из трех ступеней, представленных в теле Сына моего. Я сказал тебе, что они представляют три силы души, теперь изложу тебе, что обозначают три состояния души.

Но перед тем как Я приведу тебя к третьей, хочу рассказать тебе, каким образом можно придти к тому, чтобы стать другом, как став другом, стать сыном, возносясь к сыновней любви. Потом скажу тебе, что следует делать став другом, и по каким признакам узнаем, что стали друзьями.

Во-первых, как кто-либо становиться другом? Расскажу тебе это. Сначала душа была несовершенной, пребывая в рабской любви, но благодаря упражнениям и стойкости переходит к любви утешений и собственной пользы, находя во Мне радость и выгоду. Этим путем следует тот, кто жаждет придти к совершенной любви, то есть к любви дружеской и сыновней.

Говорю, что сыновняя любовь – это любовь совершенная, ибо в любви сына она получает наследство от Меня, вечного Отца. Поскольку сыновняя заключает в себе дружескую любовь, поэтому Я сказал тебе, что друг становится сыном. Как происходит это преображение? Вот как.

Каждое совершенство и каждая добродетель проистекает из любви, а любовь питается смирением; смирение следует из познания и святой ненависти к самому себе, то есть к собственной чувственности. Кто пришел к этому, должен стойко пребывать в кельи познания себя. Там душа познает милосердие в крови Единородного Сына моего. Пусть приближает к себе своею любовью мою божественную любовь, пусть упражняется в уничтожении всяческой порочной воли, будь то духовной, будь то преходящей; пусть скрывается в своем доме, чтобы плакать, как это сделал Петр и другие апостолы, после того, как отреклись от Сына моего (Мф 26,75; Лк 22,62). Его боль была еще несовершенна, и он пребывал, будучи несовершенен еще сорок дней, аж до Вознесения.

Но когда моя Истина вернулась ко Мне в своей человеческой природе, Петр и другие апостолы укрылись в своем доме, ожидая сошествия Святого Духа, которого обещала им моя Истина. Они закрылись там со страху, ибо душа, пока не достигнет настоящей любви, всегда боится. Но они пребывали в бдении, в смиренной и постоянной молитве, пока не ощутили изобилие Святого Духа и тогда, избавившись от боязни, отправились проповедовать Христа распятого (ср. 1Ин 4,18).

Так душа, которая хотела или хочет придти к совершенству, восстав из смертного греха и снова познав себя, начинает плакать, из страха перед наказанием; потом возносится к познанию моего милосердия, где обретает удовольствие и пользу. Но она все еще не совершенна; и чтобы привести ее к совершенству, спустя сорок дней, то есть после этих двух состояний, Я время от времени отстраняюсь от нее; не отнимая благодать, а только чувство моего присутствия.

Открыла вам это моя Истина, когда сказала ученикам: Иду от вас и приду к вам (Ин 14,28). Все, что Она сказала, было обращено, прежде всего, к ученикам, а в общем и распространенном смысле – ко всем людям нынешним и будущим. Этим будущим Он также сказал: Иду от вас и приду к вам. И так сталось; когда вернулся Святой Дух на учеников, вернулся Он, ибо как Я тебе выше сказал, Дух Святой не вернулся сам, но Он приходит с моею силою, с премудростью Сына, который – одно со Мною, и с любовью того же Святого Духа, который происходит от Меня, Отца и Сына. Скажу же тебе, как Я действую. Чтобы вытащить душу из несовершенства, Я отдаляюсь, лишая ее утешения, которое она перед этим чувствовала.

Когда она пребывала в состоянии смертного греха, отделилась от Меня, а Я лишил ее благодати за ее грех, ибо она замкнула двери жажды. Солнце благодати исчезло, не по вине солнца, но по вине творения, которое замкнуло двери жажды.

Но душа снова познала себя, осознала свое невежество, открыла окно и извергла из себя гниль в святой исповеди. Тогда Я с благодатью вернулся к душе и если ныне отдаляюсь от нее, не отнимаю у нее мою благодать, но ощущение моего присутствия. Делаю это, чтобы склонить ее к смирению и к упражнению в искании Меня в истине, испытывая ее в свете веры и чувстве благоразумия. Если она любит Меня, не смотря ни на что, с живой верой и ненавистью к себе, радуется даже во время страданий, считая себя недостойной умиротворения и успокоения духа. Это – второе из трех условий достижения совершенства, которое Я обещал изложить тебе.

Вот, что делает душа, когда достигает его. Чувствуя, что Я отдалился от нее, она не оглядывается назад, но смиренно и упорно продолжает свое упражнение и пребывает замкнутой в доме познания себя. Там с живою верою ожидает сошествия Святого Духа, то есть Меня – огня любви. Она не ждет бездеятельно, но в бдении и в постоянной и святой молитве. Не только в телесном бдении, но в бдении разума. Чтобы око разума не закрывалось, а освещенное светом веры, следило за искоренением с ненавистью из сердца пустых мыслей, за пробуждением чувства моей любви, за познанием того, что ничего иного, кроме освящения души. Это вам заверено кровью моего Сына (ср. Рим 5,8).

Когда око души уже бодрствует в познании Меня и себя, душа постоянно молится. Это молитва святой и доброй воли; эта постоянная молитва не мешает предаваться актуальной молитве в часах предписанных и установленных наказами святой Церкви.

Вот, что делает душа, которая оторвалась от несовершенства и достигла совершенства. Чтобы она его достигла, Я отступаю от нее, не благодатью, но чувством моего присутствия.

Я отступаю еще и потому, чтобы она узрела и осознала свою ошибку. Видя, что лишена утешения, она чувствует подавленность, чувствует, что она слаба, бессильна, нестойка и открывает корень этого в духовном себялюбии. Это для нее – средство познания себя, преодоления себя, вступления в средоточие своей совести, чтобы не допустить того, чтобы это ощущение не улучшилось. Это происходит благодаря порицанию и благодаря отрезанию корня себялюбия ножом ненависти того же себялюбия, а также благодаря жажде добродетели.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий