Вторая ступень – несовершенная любовь наемника

3/23/2016, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о мосте, LХ.

Среди тех, которые стали доверенными слугами, есть такие, кто служит Мне верно, без рабского страха: связывает их со Мною не только страх перед наказанием, но и любовь. Но эта любовь, однако, еще не совершенна, поскольку они служат ради собственной выгоды, собственного удовлетворения, или ради наслаждения, которое обретают во Мне. То же самое несовершенство заключено и в любви, которую они питают к ближнему. Знаешь ли ты, что указывает на несовершенство их любви? Когда они лишены утешения, которое обретают во Мне, этой любви им недостает, и она не может их поддерживать. Той самой несовершенной любовью они любят своих ближних, а эта любовь недостаточная, непостоянная и медлительная. Она зачастую слабеет и остывает по отношению ко Мне, когда Я, желая их закалить в добродетели и вывести из несовершенства, отнимаю у них духовные утешения и посылаю им борьбу и невзгоды. Я делаю это, однако для того, чтоб они пришли к совершенному познанию себя и осознания того, что они – ничто, и не имеют никакой благодати от себя. Невзгоды приводят их к исканию убежища во Мне, к признанию Меня своим благодетелем, к привязанности ко Мне в истинном смирении. Для этого Я отнимаю у них не благодать, а утешение, которое им дал.

Но они в этом испытании опаздывают, отворачиваются назад в нетерпеливости духа; иногда бросают разными способами свои упражнения, зачастую под видом добродетели и не находя в них духовного утешения, говорят себе, что эти упражнения ничего не стоят.

Душа, которая так поступает – несовершенна, то есть, она еще полностью не отвергла повязку духовного себялюбия от зеницы ока пресвятой веры. Если бы она сняла эту повязку, воистину узрела бы, что все происходит от Меня; что ни один лист с дерева не падает без моего провидения (ср. Мф 6,28; 10,29; Лк 12,27); и что то, что Я даю и допускаю, даю для ее освящения, то есть для того, чтобы она обрела благо и цель, ради котороя Я ее сотворил.

Они должны это видеть и понимать: что Я не хочу ничего иного, как только их блага посредством крови Единородного Сына моего, в которой-то крови они омылись от своих беззаконий. В этой крови они могут познать мою Истину: что для того, чтобы дать им вечную жизнь, Я сотворил их по моему образу и подобию, и возродил их для благодати кровью собственного Сына, делая их моими усыновленными детьми. Но поскольку они несовершенны, они ищут в службе собственную выгоду и опускаются в любви к ближнему.

Первые слабеют из-за страха перед страданиями, которые не могут перенести; а эти другие опаздывают, лишая себя пользы, истекающей из служения ближнему, их любовь сжимается, ибо они не находят в ней собственной пользы и утешения, которые привыкли из нее черпать. Происходит это оттого, что их любовь еще не достаточно очищена: ближнего они любят так же несовершенно, как любят и Меня, ищут в любви собственную выгоду.

Если они не познают свое несовершенство, благодаря жажде совершенства, они должны неизбежно обратиться вспять. Кто хочет вечной жизни, должен любить Меня абсолютно. Не достаточно избегать греха в страхе перед наказанием, или развивать добродетели ради собственной выгоды; этого не достаточно, чтобы получить вечную жизнь. Нужно выкарабкаться из греха, ибо грех не нравиться Мне, и любить добродетель любовью ко Мне.

Правда то, что этот страх обычно является первым шагом ко Мне, ибо душа сначала несовершенна, перед тем как станет совершенной, но она должна выйти из этого несовершенства, чтобы обрести совершенство, или в течение жизни, живя в добродетели, с сердцем искренним и щедрым в абсолютной любви ко Мне, или в час смерти, познавая свое несовершенство, с решением, что если у нее еще будет время, она станет служить Мне не ради собственной выгоды.

Этою несовершенною любовью любил святой Петр сладостного и благого Иисуса. Единородного Сына моего, когда испытывал столько восхитительной сладости в общении с Ним. Но когда пришел час невзгод, оставила его вся отвага. Он не только не имел сил страдать ради Него, но и поддался рабскому страху пред лицом мучений и отрекся от него, говоря, что никогда Его не знал.

Многие опасности ожидают душу, которая встала на эти ступени только со страхом раба или с любовью наемника. Поэтому слуги мои должны отречься от этих чувств и стать моими детьми и служить Мне, невзирая на себя. Ибо Я вознаграждаю всяческий труд, воздаю каждому согласно его положению и его поступкам.

Поэтому, если они не оставляют упражнения святой молитвы и добрых дел, и с упорством идут, развиваясь в добродетелях, они приходят к сыновней любви. И я также любить их буду как сыновей, ибо какою любовью Я любим, такою и воздаю (ср. Притч 8,17). Если вы любите Меня, как слуга господина, Я буду любить вас как Господин, воздавая вам должное согласно вашим заслугам, но сам вам не явлюсь. Тайны открываются другу, ибо Я – одно с моим другом (ср. Ин 15,15).

Однако слуга может подняться благодаря своей добродетели и любви, которую питает к Господину, так, что становится его дорогим другом. Так происходит с моими слугами. Пока они пребывают в любви наемника, Я им сам не являюсь. Если они стыдятся своего несовершенства, если любят добродетель, если с ненавистью вырывают корень духовного себялюбия, если обращаются к разуму, чтобы не было в их сердцах биений рабского страха и любви наемника, противоречащей свету пресвятой веры, если они так поступают, будут милы Мне и обретут мою дружескую любовь.

Я сам им явлюсь, как это провозгласила моя Истина, говоря: Кто любит Меня, будет одним со Мною, а Я с ним, и явлю ему себя, и поселимся вместе (ср. Ин 14,21.23). Это знамение истинной дружбы, что два тела соединяет одна душа чувством любви; ибо любовь преображается в то, что любит. Если два друга стали одной душой, не может быть между ними тайны. Поэтому изрекла моя Истина: Приду и мы поселимся вместе. И это – истина.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий