Снятие с креста

3/18/2016, No Comment

Из книги блаженного Генриха Сузо «Книга Вековечной Премудрости» (Büchlein der Ewigen Weisheit), Часть I, Глава 19.

Слуга: О пречистая Матерь и добрая Госпожа, когда окончилась огромная и горестная боль Твоего сердца, которую Ты испытывала, глядя на Твоего возлюбленного Сына?

Госпожа: Слушай, и сердце твое пусть наполнится сердечным сочувствием. Когда Мой дражайший Сын отдал дух и мертвым повис предо Мною, а Мое сердце и чувства были обессилены, неспособные сделать ничего иного, Я постоянно возносила полные печали очи к Моему умершему Сыну. А когда пришли, чтобы Его снять, Мне показалось, что Я просыпаюсь от смерти. С какою же материнскою любовью я взяла Его мертвые руки, с каким чувством Я прижала их к Моим забрызганным Его кровью щекам! А когда Его сняли с креста, с огромной любовью Я приняла на руки Его тело, прижала к материнскому сердцу Мою единственную, из всех избранную Любовь, поцелуями покрывала Его еще кровоточащие раны и мертвое лицо, которое – как и все Его тело – стало очаровательно прекрасным. Ни одно сердце не вынесло бы этого зрелища.

Я приняла Мое доброе Дитя на колена и взглянула на Него: было мертвым. Я всматривалась в Него без конца: не было в Нем ни чувства, ни голоса. И вот Мое сердце умерло во второй раз и возжелало разорваться на тысячи частичек, в убийственных ранах, которые были ему нанесены. Я скорбно и глубоко вздыхала, а печальные и горькие слезы без перерыва изливались из Моих очей. Весь мой внешний вид являл огромную скорбь. А когда из Моих уст должна была изойти жалобная мольба, пред тем, как Я могла ее излить, убивала ее боль. И Я говорила: «Разве жил когда-либо на этом свете человек, которого так истязали, как Мое невинное, возлюбленное Дитя? Сын мой, утешение Мое, единственная радость, почему Ты оставил Меня? Почему Ты превратился для Меня в саму горечь? Где же та радость, которой было для Меня Твое рождение, где удовольствия, которыми Я наслаждалась в Твоем детстве? Где честь и достоинство, которые давало Мне Твое присутствие? Где все то, что могло сердце Мое наполнить радостью? К сожалению, остался только страх, горечь и безбрежная печаль! Все превратилось сейчас в непостижимую боль сердца, в смертельную боль. Дитя Мое, Дитя! Я осталась одна, сердце Мое ни откуда не получит утешение». Такими словами и еще многими иными Я изливала Мою скорбь над Моим умершим Сыном.

Слуга: Чистая и прекрасная Матерь, дай мне, позволь мне, чтобы я еще раз подкрепил свое сердце, глядя на твою любовь, на моего Господа, на прекрасную Вековечную Премудрость, перед тем как Его у нас заберут, чтобы опустить в могилу. Матерь чистая, хоть Твоя скорбь была столь огромной, печаль Твоя – столь глубокой, что могла сотрясти любое сердце, кажется мне, что нежно обнимая свое умершее Дитя, Ты испытала однако огромную радость. Чистая и добрая Госпожа, я жажду ныне, чтобы Ты духовно положила свое дорогое Дитя на мои колени, чтобы видя Его мертвым, я мог по мере своих возможностей, в духе и благодаря созерцанию, испытать то, что Ты пережила в действительности.

Господи, я обращаю к Тебе очи с полной восхищения радостью и с глубочайшей любовью, которую когда бы то ни было, чувствовал человек к существу, которое исключительно люблю. Господи, как нежная роза открывается на свет ясного солнца, так мое сердце открывается, чтобы принять Тебя. Душа моя, переполненная неизмеримой жаждой, протягивает к Тебе руки, добрый мой Господи. С этой пламенной жаждой я обнимаю Тебя ныне, исполненный прославления и благодарения, прижимаю Тебя, из глубины моего сердца и души, и напоминаю Тебе о часе Твоей смерти. Не позволь никогда, чтобы была она для меня потеряна. Жажду, чтобы ни жизнь, ни смерть, ни радость, ни страдания никогда меня от Тебя не отлучили. Господи, мои очи всматриваются в Твое мертвое лицо, моя душа покрывает поцелуями все Твои еще кровоточащие раны, все мои чувства насыщаются этим сладостным плодом под животворящим древом креста. И так должно быть. Господи, кто-то находит утешение в невинной жизни, кто-то – в множестве упражнений и суровой жизни, один в том, другой – в чем-то ином. Я же все свое утешение и все упование полностью полагаю в Твоих страданиях, в Твоем воздаянии и в Твоих заслугах. Поэтому я буду неустанно с радостью носить их в глубине сердца, и по мере сил буду их внешне повторять в словах и поступках.

Очаровательный блеск вечного света, как же угас Ты сейчас по моей вине! Угаси во мне обжигающее вожделение, источник всех пороков! Чистое, ясное зерцало Божественного Величия, как же сильно Ты поблекло! Очисти меня от пятен моих неисчислимых грехов! Прекрасный образ доброты Отца, как же Ты ныне испачкан и обезображен. Обнови образ моей души, ныне обезображенный и увядший. Невинный Агнец, столь жестоко замученный! Стань воздаянием за мою плохую, грешную жизнь. Царь над царями и Господь над владыками, вот моя душа видит Тебя ныне лежащим в объятиях смерти, вызывающим жалость. Душу мою, которая со вздохами и жалостью обнимает Тебя ныне, униженного, обними некогда, прошу, Ты сам, с радостью, в Твоем вечном свете.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий