Что происходило в тот час с Его внутренним человеком

3/11/2016, No Comment

Из книги блаженного Генриха Сузо «Книга Вековечной Премудрости» (Büchlein der Ewigen Weisheit), Часть I, Глава 18.

Слуга: Премудрость Вековечная, чем глубже я вникаю в Твое бесконечное страдание, тем более неисчерпаемым оно оказывается. Огромным было Твое мучение уже под тяжестью креста, но еще более тяжким было оно на кресте, где Твои внешние силы испытали этот час муки горестной агонии. Что же однако происходило, добрый мой Господи, с внутренним человеком, с Твоей благородной душой? Разве Ты не получил никакого утешения, никакой сладости, которые в такой момент ощущают другие мученики, которые хоть немного смягчили Твои страшные муки? И когда окончилось это страдание?

Вековечная Премудрость: Послушай же о том страдании во стократ более тяжком, чем те, о которых ты до сих пор слышал. Хоть Моя душа своими наивысшими силами созерцала чистое Божество и наслаждалась этим виденьем в той же самой степени, что и сейчас, низшие силы внутреннего человека и внешнего человека были так сильно оставлены и могли полагаться только на самих себя, вплоть до последней горечи бесконечной муки и лишения утешения, что никогда не было мученичества подобного этому.

Слушай: в этом полном одиночестве и бессилии, с истекающими кровью ранами, залитыми слезами очами, с распростертыми руками, и натянутыми жилами во всех членах, охваченный смертельным страхом, Я громко стонал и взывал голосом полным безбрежной скорби: «Боже мой, Боже мой, почему Ты оставил меня?» (Мф 27,46). И все же и тогда Моя воля была соединена с Его волей и послушна Его постановлениям. Когда истекла уже вся Моя кровь, и Я потерял все силы, жгущая агония принесла Мне горечь жажды; но еще более тяжко Я ощущал жажду спасения всех людей. В этой пронизывающей жажде Моим спекшимся губам подали желчь и уксус. А когда Я свершил дело спасения людей, Я изрек: Consummatum est (Ин 19,30). Мое послушание Отцу было совершенным аж до смерти. В Его руки Я отдал Мой дух, говоря: In manus tuas… (ср. Лк 23,46). И тогда Моя благородная душа отделилась от Моего Божественного тела, хотя они оставались соединенными с Божеством. Потом острое копье пронзило Мой правый бок; хлынул из него поток драгоценной крови и источник живой воды.

Дитя Мое, ценою этих жестоких страданий Я приобрел тебя и избранных, а живою жертвою Моей невинной крови Я избавил вас от смерти вечной.

Слуга: О, сладостный, добрый Господи и Брат! Какое же страшное мучение Ты претерпел, чтоб меня приобрести! Как сердечно Ты меня возлюбил! С какой любовью Ты меня искупил! Как должен я, прекрасная Премудрость, оказать благодарение за Твою милость и за Твои огромные страдания? О Господи, если бы я имел силу Самсона, красу Авессалома, мудрость Соломона, богатство и величие всех царей, я бы все это отдал во славу Твою и на службу Тебе. Между тем я – ничто, Господи, и не к чему поэтому неспособен и ничего не умею. Как же, о Господи, я должен оказать тебе благодарность?

Вековечная Премудрость: Если бы ты имел языки всех ангелов, благие дела всех людей и силу всех творений, ты бы не смог Меня надлежащим образом отблагодарить даже за самое маленькое страдание, которое Я перенес из любви к Тебе.

Слуга: Если никто не может ничего Тебе дать в замен за довод Твоей любви, соделай, сладостный Господи, чтобы я по милости Твоей научился любить.

Вековечная Премудрость: Поставь пред своими очами Мой крест, лишенный всяческого утешения, пусть Мои скорбные Страсти тронут тебя до глубины сердца, и прими их как образец всех своих страданий. Когда Я оставлю тебя в страдании, без какого-либо утешения, полного холодности и без наименьшей сладости, так как Меня оставил Мой Отец небесный, не ищи тогда никакого чуждого утешения. Возноси отчаянные восклицания к Отцу небесному, отрекись самого себя и жажди только исполнения Его отцовской воли. А чем более горестным будет твое внешнее страдание, чем большим будет внутреннее одиночество, тем более подобным ты станешь Мне и больше угодишь Отцу небесному, ибо в этом наиболее испытываются самые благочестивые.

А когда вожделение подталкивает тебя к тому, чтоб искать удовольствие и утехи в том, что могла бы быть для тебя приятным, отрекись от этого ради любви! Таким образом, твои жаждущие уста будут напоены горечью вместе с Моими, и пожирать тебя будет жажда спасения всех людей. Свои благие дела направляй к совершенной жизни и исполняй их до самого конца. В незамедлительном послушании поддавай свою волю настоятелям, а всю твою душу отдавай в руки Отца небесного. Смотри, чтоб дух твой был оторван от вещей преходящих и был направлен к вечности, в ожидании последнего часа жизни. Таки вот образом ты уподобишь свой крест Моему скорбному кресту и дашь ему благородное завершение. Через открытую рану в Моем боку войди охотно в Мое раненное любовью сердце и ищи в нем свое постоянное жилище. Тогда Я очищу тебя водой жизни, облеку тебя пурпуром Моей крови, соединюсь с тобою, станешь одним со Мною навеки.

Слуга: Господи, никакой, даже самый мощный магнит не притянет к себе с такою силою прочное железо, как пример Твоих проникнутых любовью страданий притягивает к ним все сердца. Радостью и страданием оторви меня, Господи мой милый, от этого мира и приведи меня к Твоему кресту. Открой во мне верное подобие своего креста, чтобы душа моя могла радоваться Тобою в величии Твоей славы.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий