Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о мосте, LVI-LVII.
Я поучил тебя о том, как должны поступать те, кто пребывает в обычной любви, то есть те, кто исполняют заповеди, а советам следуют в духе. Теперь же Я скажу тебе о тех, кто уже начал взбираться на лестницу и решил следовать путем совершенства, посредством исполнения не только заповедей, но и советов согласно с тремя состояниями, которые Я покажу тебе и объясню подробно. Три ступени, о которых Я рассказал тебе в общих чертах как о трех силах души, представляют также три состояния души, первое из которых – несовершенное, второе – более совершенное, а третье – совершеннейшее*. В первом человек для Меня – наемный слуга, во втором – слуга верный, в третьем – Моё дитя, которое любит Меня без оговорок.
Эти три состояния могут существовать и существуют отдельно во многих творениях, но могут также находиться соединенными в одном. В одном творении они находятся тогда, когда оно спешит своим путем без перерывов и возносится от служебного состояния, к состоянию свободному, и от свободного к сыновнему состоянию.
Вознесись превыше себя и открой око своего разума и узри этих странствующих паломников. Одни следуют несовершенным путем заповедей, другие – совершенней, некоторые – наиболее совершенным образом, исполняя заповеди и следуя советам. Ты увидишь, откуда исходит несовершенство. Поймешь, насколько огромна ошибка, в которую душа погружается сама, если корни себялюбия не вырвет должным образом. В каждом положении, в котором бы не находился человек, он должен убивать это себялюбие.
Тогда душа та, в беспокойстве пламенной жажды, взглянула в сладостное божественное зерцало. Она узрела творенья, идущие различными способами и с различными намерениями, чтобы придти к своему концу.
Многие начинали взбираться на лестницу принуждаемые рабским страхом, боясь грозящего им наказания. Многие, справляясь с этим вызовом, переходили ко второму. Она увидела немногих, кто достиг наибольшего совершенства.
* Это традиционное деление, представленное св. Фомой Аквинским (Summa Theoligiae II-II q. 183, a. 4). От св. Бонавентуры было принято деление на три периода: очищения, просвещения и соединения.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий