Как сильно Бог заслуживает нашу любовь

12/07/2015, No Comment

Из книги блаженного Генриха Сузо «Книга Вековечной Премудрости» (Büchlein der Ewigen Weisheit), Часть I, Глава 7.

Слуга: Я размышляю об этой порабощающей силе любви, о которой Ты сказал в словах Книги Премудрости, которые касаются Тебя самого: Transite ad me omnes… «Придите ко Мне все, жаждущие Меня, и насытьтесь Моими плодами. Я – матерь прекрасной любви, дух мой слаще мёда и наследие Мое слаще меда и сот. Благородное вино и сладостные звуки радуют сердце, но любовь Премудрости превышает одно и другое».*

Добрый мой Господи, Ты можешь быть столь благим и милым, что все сердца будут жаждать Тебя и со скорбной тоской ожидать Твоей любви. Ибо слова любви истекают из Твоих сладких уст настолько исполненные жизни, что стремительно ранят множество сердец во цвете жизни, так, что в них полностью замирает всяческая любовь к тому, что преходяще. Господи, именно к этому воздыхает мое сердце, это беспокоит мой разум, об этом я хотел бы услышать от Тебя. О Ты, моё единственное, среди всех избранное утешение, вымолви одно только слово моей душе, Твоей бедной служительнице, ибо в Твоей тени сладостный сон завладел мною, но сердце мое не перестает бодрствовать (ср. Песнь 2,3; 5,2).

Вековечная Премудрость: Слушай, дочерь Моя и смотри! Наклони ко мне свое ухо! Войди глубоко в себя саму, забудь о себе и обо всем (ср. Пс 45,10).

Я сам в себе являюсь непостижимым Благом, которое всегда было и всегда есть, которого никто до сих пор не выразил словами и никогда не выразит. Если я дозволю, сердце может Меня ощутить, но ни один язык не сможет выразить подходящими словами то, чем Я являюсь. Ведь Я, Благо сверхъестественное и неизменное, отдаю себя каждому творению соответственно с его возможностью и способом, которым он может Меня обрести. Но Я покрываю занавесью солнечный блеск и даю тебе духовный смысл Моего бытия и Моей сладостной любви такими вот материальными словами: «Я стою исполненный нежности пред очами твоего сердца, а ты Меня теперь укрась и облачи духовным смыслом. Приукрась Меня в меру пыла твоей жажды, дай Мне все, что в твоем сердце может породить любовь и наполнить его радостью. Смотри: всякая форма, наряд и изящество, и все, что только сможешь себе вообразить – ты сам и все люди – во Мне более восхитительны, чем кто бы то ни было сможет это произнести». В таких вот словах Я могу явить себя.

Послушай еще: Я высокого рода и благородного поколения. Я – Слово любви, которое произносит сердце Отца, а из-за бездонной, полной любви глубины Моего природного происхождения, обращает на Меня свои любящие, исполненные наслаждения очи Отец, в сладостной и пламенной любви Духа Святого. Я – престол удовольствия и венец спасения**. Мои очи столь ясны, Мои уста столь нежны, Мои ланиты столь сияющие и розовые, весь Мой вид столь прекрасен, восхитителен и гармоничен, что человек не заслуживает того, чтоб любоваться Мною хотя бы одно мгновение, хоть бы он остался в разожженной печи аж до Судного Дня.

Смотри, Я столь восхитительно облачена в сияющую ризу, Я столь изящно окружена свежими, полными цветами тысячи расцветок, пурпурными розами, жемчужными лилиями, прекрасными фиалками и всеми другими видами цветов, что самые чудесные майские цветы, травы всех залитых светом лугов и нежные цветы самых буйных полей, в сравнении с Моим очарованием – как обычный чертополох. Я предаюсь радостной игре в Божестве. Ангелы находят в ней столько счастья, что тысячу лет кажутся им лишь одним часом. Все небесное воинство неустанно взирают на Меня и открывают во Мне все новые чудеса. Их очи всматриваются в Мои очи, их душа и разум неустанно льнут ко Мне, а их сердца склоняются к Моему сердцу. Блажен, кто целую вечность будет участвовать в этой любовной игре, в этих радостных танцах в море небесного наслаждения, рядом со Мною, ведомый Моею рукою в блаженной уверенности. Одно только слово жизни, исходящее из Моих сладостных уст, превышает пение всех ангелов, звучание всех арф и сладостные аккорды всех инструментов.

Ах, взгляни, Я так близка к тому, кто Меня любит, ласки Мои так сладостны, а поцелуи, которыми Я покрываю чистые, любящие души, так нежны, что желать Меня должны все сердца. Я заботлива, покорна и всегда близка для чистой души. Укрыто пребываю прямо возле нее, за столом, на ложе, на всех ее путях, повсюду ей сопутствую. Нет во Мне ничего, что могло бы не нравиться. Во Мне все, что отвечает желаниям сердца и вожделениям души. Смотри, Я – Благо столь чистое, что тому, кто в этой жизни получит одну только каплю, все радости и наслаждения этого мира превратятся в горечь, а все блага и почести покажутся ему сором (ср. Флп 3,8).

Мои возлюбленные будут окружены Моею сладостною любовью, погружены в единственном Едином, в любви без образов и слов, свободные и наново соединенные с Благом, от которого ушли. Любовь Моя может также начинающих освободить от тяжкого ярма грехов, сотворить в них сердце свободное, чистое и аккуратное, совесть незапятнанную и невинную. Скажи Мне, есть ли на всём этом свете, какая либо вещь, которая могла бы это Благо перевесить? Такому сердцу весь мир не мог бы заменить это Благо, ибо человек, который свое сердце отдает только Мне, живет восхитительно и умирает спокойно; имеет он царство небесное уже на земле, а в небе обретет его на веки.

Я высказал, как ты слышал, много слов, но ведь как твой мизинец не касается неба, так точно эти слова не тронули Мою восхитительную красу, ибо ни око не видело, ни ухо не слышало, ни сердце его не ощутило (ср. 1Кор 2,9). Но все же дали они тебе какое-то о нем представление, так чтобы ты смог отличить Мою сладостную любовь от ложной любви вещей преходящих.

Слуга: Нежный и прекрасный полевой цветок! Любовь, заключенная в объятьях души чистой и любящей! Кто хотя бы раз Тебя воистину вкусил, тот хорошо все это понимает; для того же, кто Тебя не знает, сердце которого и дух все еще плотские, дивными кажутся эти слова! О, мое Ты возлюбленное превыше всего Благо, вот пришел час, которого я ждал и сладостное мгновение, когда я открою пред Тобою укрытую рану моего сердца, которую мне нанесла Твоя сладостная любовь. Господи, множественность в любви – как вода в огне. Ты знаешь, Господи мой милый, что истинная, пламенная любовь не выносит разделения. Единственный, благой Господь моего сердца и моей души, именно по этому мое сердце так горячо жаждет Твоей нежности и любви, и ждет, чтобы Твои Божественные очи нашли во мне особенное предпочтение и радость. К сожалению, у Тебя так много сердец, которые Тебя любят глубоко, и так много у Тебя могут! – какую же я имею у Тебя частичку?

Вековечная Премудрость: Любовь, которой Я люблю, не уменьшает единство и не увеличивает величие. Я неустанно так забочусь о тебе и тобою только занят, только твоей ищу любви, так как бы все другое было для меня безразлично.

Слуга: Anima mea liquefacta est, ut dilectus locutus est***. Но куда же я на самом деле подевался? Как же потерянным я себя чувствую, и расплывается моя душа при звуке сладостных, милых слов возлюбленного! Отведи, прошу, от меня свои полные блеска очи, ибо слабею я от их взгляда. Разве может существовать столь твердое сердце или душа столь холодная и равнодушная, чтобы при звуке Твоих сладостных и полных любви слов жизни не застонала и не возгорелась Твоею сладостной любовью? Это настоящее чудо, чудо чудес, что сердце человека, который так всматривается в Тебя очами своего сердца, не расплавится полностью от любви! Как же счастлив тот возлюбленный, который называет себя Твоим женихом и ним является! Сколько же сладостных утешений и сокровенной любви может он от Тебя получить!

Святая Агнесса, благородная дева, возлюбленная Вековечной Премудрости, как же сильно ты гордилась своим дорогим Женихом, когда говорила: «Кровь Его розовым окрасила мои ланиты»****. Добрый мой Господи, если бы также моя душа была достойна зваться Твоею возлюбленной! Если бы все удовольствия, радость и любовь, которые может дать этот мир, могли бы стать уделом одного человека, я бы охотно от них отрекся взамен того. Во сто крат более счастлив, что родился тот, кто зовется и является Твоим возлюбленным. Если бы у человека была не одна жизнь, а тысяча, всеми ними он должен рискнуть ради обретения Тебя. О, все вы, друзья Бога, все воинство небесное и ты, благородная дева, св. Агнесса, помогите мне молиться об этом, ибо я никогда хорошо не понимал, чем была Его любовь. Отринь, сердце мое, и изгони из себя всякую лень, и может быть до того как перестанешь биться, я смогу познать вкус Его любви. До сих пор ты бы жило в огромной холодности и лености.

О, добрая и прекрасная Премудрость, избранная среди всех, Ты являешь нам себя как любовь воистину высшая, чем всякая любовь этого мира. Как сильно отличается Твоя любовь от любви творений! Все вещи, которые на этом свете кажутся нам столь милыми и очаровательными, какими же обманчивыми они оказываются, когда человек присмотрится к ним ближе. Господи, куда бы я ни направлял взгляд, всюду находил какое-то «но» и «если бы не то, что». Ибо когда прекрасной была форма, не хватало внутреннего изящества, когда же данный предмет был красивый и милый, не хватало ему правильных пропорций, а если они и были, всегда я находил что-то, внутри или снаружи, что останавливало порыв моего сердца. Когда познавал его ближе, замечал, что возбуждал он во мне отвращение.

Ты же объединяешь красоту с необычайным очарованием, изящество – с совершенной формой, слова с должной мелодией, благородство с добродетелями, богатство с могуществом, внутреннюю свободу с внешним блеском. В Тебе есть нечто, чего я никогда не находил в этом мире, а именно совершенное удовлетворение всех возможностей и желаний сердца воистину любящего. Чем лучше мы Тебя познаем, тем больше любим, чем ближе мы к Тебе, тем милее Ты нам кажешься. Ты – Благо бесконечное, полное и чистое. Посмотрите все сердца: как сильно разочаровались те, которые направляли свою любовь куда-то еще. О вы, ложные возлюбленные, отступите от меня подальше, уже никогда ко мне не приближайтесь, ибо мое сердце избрало среди всех только одну Любовь, которая одна в полноте насыщает мое сердце, душу, жажду и все мои силы глубокой любовью, которая никогда не иссякает.

Господи, почему я не могу вырезать Тебя на своем сердце, почему не могу Тебя написать золотыми литерами в глубочайших тайниках сердца и души, чтобы Тебя уже ничто оттуда не смогло удалить. Какую же боль и муку я ощущаю при мысли, что не всегда и не без перерыва сердце мое будет взволновано этим. Что у меня осталось после всех тех, кого я некогда любил? – только потерянное время, плохие слова, пустые руки, немного добрых дел и совесть обремененная грехами. О, добрый мой Господи, лучше убей меня в Твоей любви, ибо я никогда не захочу отойти от Твоих стоп.

Вековечная Премудрость: Я выхожу навстречу тем, кто ищет Меня, с любовью и радостью Я принимаю тех, кто жаждет Моей любви. Все то, что на этом свете ты можешь ощутить по Моей сладостной любви, в сравнении с любовью в вечности – как капля воды в сравнении с морем.

* Сузо свободно цитирует Книгу Премудрости Иисуса сына Сирахова согласно версии Вульгаты (ср. 24, 24. 26-27; 40,20).

** Это предложение, как и еще некоторые в этой главе – рифмованы.

***Души во мне не стало, когда он говорил (Песнь 5,6).

**** Слова антифона Утренней в день св. Агнессы.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

Комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий