Предвкушение

12/04/2015, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о мосте, XLV.

Теперь Я хочу показать тебе, кого эти терния и шипы, которые грех породил на земле, ранят, а кого нет. До сих пор Я показал тебе, вместе с моею благостью, осуждение злодеев и сказал тебе, как они были обмануты собственной чувственностью: теперь хочу тебе сказать, каким образом они, и только они, ранятся терниями.

Никто из рожденных не проходит по жизни без трудов, будь то телесных, будь то духовных. Телесные труды переносят мои слуги, но их дух – свободен; это значит, что они не чувствуют уныния по причине трудов, ибо их воля пребывает в согласии с моею волей, а именно воля причиняет страдания человеку. Мучения же духа и тела переносят те, о которых Я тебе говорил и которые в этой жизни предвкушают ад, как и мои слуги – предвкушают вечную жизнь.

Знаешь ли ты, в чем заключается счастье блаженных? В том, что их воля полна того, чего они жаждут. Жаждут они Меня, а желая Меня, обретают Меня и вкушают Меня без препятствий, освобожденные от тяжести плоти, которая является законом, восстающим против духа. Плоть была препятствием, которое не позволяло им в совершенстве познать истину; заключенные в плоти, они не могли видеть Меня лицом к лицу.

Но с тех пор как душа сбросила тяжесть плоти, ее воля полна Меня: ибо желая видеть Меня, видит Меня и в этом видении заключается ваше счастье. Видя – познает, познавая – любит; любя Меня – насыщает и наполняет свою волю, утоляет жажду видения и познания Меня; одновременно желая – имеет и, имея – желает; и как Я тебе сказал, жажда эта далека от страдания, а владение – от пресыщения (ср. Откр 7,16).

Вот видишь, что счастье слуг моих заключается, прежде всего, в видении и познании Меня; это познание и видение наполняет их волю. Душа видит то, чего жаждет, и таким образом насыщается. Как Я тебе сказал, радоваться вечной жизнью – это иметь то, что жаждет воля. Теперь знай, что вечная жизнь – это видение Меня и познание Меня (ср Пс 17,15). Люди в этой жизни предвкушают жизнь вечную, если в нем вкушают то же благо, каким будут некогда насыщены.

В чем заключается это предвкушение в этой жизни? Расскажу тебе. В видении благости моей в них самих и в познании моей истины, в познании, которое лежит в разуме, в этом оке души, освещенной Мною (ср. Мф 6,22-23). Зеницей этого ока является пресвятая вера, свет которой позволяет различить, познать и избрать путь и учение моей Истины, воплощенного Слова. Без этой зеницы веры, душа не могла бы видеть. Была бы подобно человеку, хоть и имеющего очи, но с покрытыми бельмами зеницами, через которые око не видит. Так вот зеницей ока является вера. Если себялюбие заслонит ее бельмом неверия, она не видит; имеет форму ока, но не имеет свет, которого лишилась.

Теперь видишь, что мои слуги, видя Меня – познают, познавая Меня – любят, и любя – уничтожают и теряют своеволие.

Потеряв свою волю, они облекаются в мою, а Я не желаю ничего, кроме вашего освящения. И тот час же они отворачиваются от нижнего пути и начинают идти по мосту и проходят через терние. Стопы их любви обуты в мою волю, поэтому они не терпят урон. Если они страдают, как Я тебе сказал, то телесно, а не духовно, ибо умерла их чувственная воля, которая гнетет и мучает дух творения. Когда исчезла воля, исчезло и страдание. С этих пор они все переносят благоговейно, почитая благодатью то, что испытывают благодаря Мне и, желая только того, чего Я желаю.

Если Я позволяю дьяволу мучить их, допуская множественные искушения, чтоб испытать их добродетель, как Я сказал тебе выше, они сопротивляются волей, которую укрепили во Мне; смиряются и считают себя недостойными умиротворения и успокоения духа, считают, что заслужили эти страдания и проходят их с радостью и познанием себя, не чувствуя угнетенности.

Придет ли кривда со стороны людей или болезнь, или бедность, или потеря положения в мире, или смерть детей или других творений, которых сильно любим (а всё это – страдания, которые произвела земля после грехопадения), они принимают все в свете разума и святой веры, глядя только на Меня, ибо Я – наивысшее Благо и могу хотеть только добра; и допускаю это ради их блага, по любви, а не из ненависти.

Познав, таким образом, мою любовь, они всматриваются в себя, познают свои ошибки и видят в свете веры, что добро должно быть вознаграждено, а прегрешение – наказано. Видят они, что каждое наименьшее прегрешение заслуживает бесконечного наказания, ибо было совершено против Меня – бесконечного Блага; и просят милости, чтобы Я соблаговолил покарать их в этой жизни и в этом ограниченном времени. Так они одновременно очищаются от грехов в сокрушении сердца и обретают заслугу совершенного терпения, и труды их будут вознаграждены благом бесконечным.

Знают они также, что каждое усилие в этой жизни – кратковременно как само время. Время – только небольшой отрезок, ничто больше; когда оно прошло, прошли и труды. Теперь видишь, что они – пустяки. Мои слуги терпеливо переносят испытания и проходят через минутные терние, которые не ранят их сердце, ибо сердце было у них отобрано вместе с чувственной любовью, и было отдано Мне и соединено со Мною в порыве любви.

Поэтому правда в том, что они предвкушают жизнь вечную в этой жизни. Проходя через воду – не намокают, через терние – не ранят себя, ибо познали Меня – наивысшее Благо и искали его там, где оно находится, то есть в Слове, Единородном Сыне моем.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий