Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о мосте, XLVІ.
Я сказал тебе это, чтобы ты лучше узнала, каким образом злые предвкушают ад и как они ошибаются.
Сейчас скажу тебе, откуда исходит их ошибка и откуда возникает их предвкушение ада. Причиной этого является то, что они ослепили око разума неверностью, исходящей из себялюбия.
Ибо как истина постигается в свете веры, так обман и ошибки допускаются в неверности. Я говорю о неверности тех, которые получили святое крещение, а этом крещении – вставленную в око разума зеницу веры. Достигнув возраста распознания, если они упражнялись в добродетели, сохраняют свет веры и рождают живые добродетели, которые приносят плоды ближнему. Как женщина, которая рождает живое дитя, живым отдает супругу своему, так и они жертвуют живые добродетели Мне – жениху их душ.
Наоборот поступают несчастные, которые в возрасте распознания, когда они должны пользоваться светом веры и в благодати рождать добродетели, рождают их мертвыми. Они мертвы, поскольку все их дела мертвы, совершенные в смертном грехе, вне света истины. Имеют они что, правда, форму крещения, но не имеют света, ибо лишены его из-за тучи прегрешений, совершенных в себялюбии, которое покрыло зеницу, инструмент видения.
Сказано о тех, кто имеет веру без дел, что вера их мертва (ср. Яков 2,26). Как мертвый не видит, так и око разума, когда закрыта его зеница, не видит, как Я сказал тебе, и человек не распознает ни своего небытия, ни совершенных им ошибок; также не распознает мою благость в себе, благодаря которой он получил существование и всяческую благодать, которая превышает существование.
Не познавая ни Меня, ни себя, он не ненавидит в себе свою чувственность, любит ее, старясь насытить собственную жажду и таким образом рождает мертвых детей, которыми являются смертные грехи. Он также не любит Меня; не любя Меня, не любит того, кого Я люблю, то есть ближнего; не радуется возрождению того, что Мне нравится. Истинные и надежные добродетели – вот, что Мне нравится в вас видеть, но не ради моей пользы, ибо вы не можете принести Мне пользу. Я есмь Сущий (Исх 3,14) и ничто не появилось без Меня, кроме греха, который является ничем и который лишая душу благодати, лишает ее Меня – всяческого блага. Поэтому только для вашей пользы нравятся Мне добрые дела, чтоб было за что награждать вас во Мне – вечной жизни.
У тех же, у которых вера мертва, без дел. Дела, которые они совершают, не стоят вечной жизни, ибо не имеют жизни благодати. Однако не следует переставать делать добро, с благодатью, или без благодати, ибо всяческое добро – награждаемо, а всяческие прегрешения – наказуемы. Добро, которое делается в благодати, без смертного греха, получает жизнь вечную, добро же, делаемое без благодати, не заслуживает жизни вечной, но все равно награждаемо различными способами, как Я это уже тебе изложил. Иногда Я даю им время для того, чтоб исправиться, или вверяю их сердцам слуг моих, чтоб постоянно возносили за них молитвы, которые добывают их из греха и нищеты.
Иногда им не дается ни времени, ни молитв, которые бы их склоняли к принятию благодати: их Я награждаю временными благами, трактуя их как животных, которых насыщают, чтоб повести на убой. Те, кто всегда и разными способами сопротивлялись моей доброте, все-таки делают что-то доброе, не пребывая в состоянии благодати, как сказал тебе, но в грехе. Не хотели они в действиях своих пользоваться временем или молитвами, или другими различными способами, которыми Я их призывал, поэтому, хотя они и были отвергнуты Мною за свои ошибки, благость моя все-таки хочет вознаградить их поступок. Эту небольшую услугу, которую сделали, Я вознаграждаю вещами временными; они насыщаются ними, не исправляясь и, таким образом, приближаются к вечным мукам.
Видишь, что они были обмануты. Кто же их обманул? Они сами, ибо лишили себя света живой веры и идут, как слепые, щупая вокруг себя и привязываясь к тому, что нащупали. Поскольку видят они только слепым оком, помещая свои чувства в вещах преходящих и это – их ошибка. Поступают как безумцы, которые видит только золото, а не яд. Знай, что все блага этого мира, его радости, его утехи они взяли, добыли и получили без Меня, по собственной и неупорядоченной любви. Они – совершенный образ скорпионов, о которых Я рассказал тебе вначале, используя символ дерева. Я говорил, что они носят золото спереди, а яд сзади; что нет в них яда без золота, и золота без яда, но сначала видно золото и никто не думает защитить себя от яда, кроме тех, кто просвещен светом веры.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий