Истинная бедность

12/18/2015, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о мосте, XLVIІ.

Я уже говорил тебе о тех, кто обоюдоострым мечом (ненависти к греху и любви к добродетели) ради любви ко Мне обрубили яд своей чувственности, хотя могли, если бы хотели, но согласно со светом разума, сохранить, иметь и добывать золото и блага земли. Но кто хочет достичь полного совершенства, пренебрегает ними актуально и в мысли*. Это те, кто соблюдают актуально и в мысли совет, данный им моею Истиною. Те, кто владеет, исполняет заповеди, но совет слушает только в мысли, а не актуально.

Но поскольку советы связаны с заповедями, никто не может соблюдать заповеди, не соблюдая советы, по крайней мере, в мысли. Владея богатствами мира, следует владеть ними со смирением, а не с гордыней, как вещью взятой в долг, а не собственной, как вещью данной вам в пользование моею благостью. Владейте ними настолько, насколько Я вам их даю; сохраняйте их настолько, насколько Я вам их оставляю, а Я даю и оставляю их вам настолько, насколько вижу, что служат они вашему спасению. Так вы должны ними распоряжаться.

Используя их, таким образом, человек соблюдает заповедь, любя Меня превыше всего и ближнего, как самого себя; живет с сердцем лишенным благ и отвергает их благодаря желанию, ибо любит и хранит только то, что согласно с моей волей; а если и действительно ними владеет, то все-таки соблюдает совет благодаря желанию, как Я тебе сказал, отвергая яд неупорядоченной любви.

Кто так поступает, пребывает в обычной любви. Но те, кто соблюдает заповеди и советы не только в мысли, но и в поступках**, пребывают в любви совершенной. С настоящей простотой соблюдения совета, который моя Истина, Слово воплощенное, дала юноше. Когда он спросил: Учитель, что мне делать, чтобы иметь вечную жизнь? (Мф 19,16-22) ответила: Если хочешь быть совершенным, иди, продай что имеешь и раздай убогим.

Тогда юноша огорчился, ибо богатства, которые он имел, любил еще слишком сильной любовью, отсюда огорчение. Но совершенные исполняют совет; бросают блага мира со всеми его удовольствиями, умерщвляют тело покаянием, бдением, а также смиренной и постоянной молитвой.

Другие, которые пребывают в обычной любви, не отрекаясь от владения реальными благами, не теряют, однако, вечной жизни, ибо они не обязаны отрекаться, и если хотят их иметь, то должны вещи этого мира иметь для нужд мира, как Я тебе сказал. Сохраняя их, они не грешат, ибо каждая веешь – благая, совершенная, сотворенная Мною – наивысшим Благом поставленным, чтобы служить моим твореньям наделенным разумом, но не для того, чтобы творенья мои стали слугами и невольниками мирских утех. Те, кто не жаждет достичь большего совершенства, и хотят сохранить блага, должны иметь их как их господа, а не как слуги этих благ. Жаждать они должны только Меня, а все иное любить и иметь, не как собственную вещь, а позаимствованную, как Я тебе говорил.

Я не взираю на лица, ни на их положение, только на святую жажду. В любом положении, которое человек выбирает, одно важно: чтоб он имел добрую и святую волю, согласную с моей волей.

Но кто же так выдержит в своем положении? Тот, кто отверг яд ненавистью собственной чувственности и любовью добродетели. Отвергнув яд неупорядоченной воли, и упорядочив ее любовью и святым страхом предо Мною, человек может избрать такое положение, какое захочет и выдержать в нем, и в каждом он будет способен обрести вечную жизнь. Конечно, более совершенным и приятным для Меня было бы отречение от всех благ мира не только жаждой, но действиями, но если кто-либо не чувствует себя способным достичь этого совершенства и его бренность является для него препятствием, он может пребывать в обычной любви, каждый согласно своему положению. Так распорядилась моя благость, чтобы никто не мог найти оправдание для своего греха, в каком бы он ни был положении.

И воистину ни у кого нет оправдания. Я сам сошел на уровень их страстей и бренности. Если они хотят оставаться в мире, могут владеть богатствами, занимать должности, пребывать в супружестве, воспитывать детей и трудиться ради них; имеют свободу выбирать положение, какое им нравится, только бы по-настоящему отвергли яд собственной чувственности, который дает вечную смерть.

И именно она является ядом. Как отрава причиняет боль телу и, в конце концов, его убивает, если человек не сможет извергнуть ее из себя и не примет лекарство, подобно этот скорпион привязанности к миру и вещам преходящим. Они, как Я уже тебе говорил, благи в себе, ибо сотворил их Я – наивысшее Благо; вы можете ими пользоваться, как вам нравится, со святой любовью и истинным страхом. Но Я говорю о яде порочной воли человека. Это она отравляет душу и причиняет ей смерть, если душа не извергнет из себя яд в святой исповеди, которая освобождает сердце от этой привязанности. Вот лекарство, которое лечит этот яд, хотя для чувственности оно кажется горьким.

Теперь видишь, как сильно они ошибаются! Они могут иметь и сохранять Меня, могут избежать печали, обрести радость и утешение, а предпочитают, однако, зло под видом добра и привязываются к золоту посредством неупорядоченной любви. Но поскольку они ослеплены многими изменами, не видят яда; замечают, что отравлены и не принимают лекарство.

Таковые несут крест дьявола, предвкушая ад.

* Эту проблему, которая будет появляться также в некоторых последующих главах, нужно понимать следующим образом: Речь идет о внешней и внутренней практике бедности. «Это те, кто соблюдают материально (актуально, attualmente) и духовно (в мысли mentalmente) совет бедности, данный им моею Истиною. Те, кто владеет, исполняет заповеди, но совет слушает только внутренне, не отрекаясь от материальных благ во внешнем смысле».

** Т.е. духовно и актуально.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий