Во-вторых: Почему Он любит часто отдаляться от своих друзей, и как мы познаем Его истинное присутствие

12/21/2015, No Comment

Из книги блаженного Генриха Сузо «Книга Вековечной Премудрости» (Büchlein der Ewigen Weisheit), Часть I, Глава 9.

„Оглянись, оглянись, Суламита! оглянись, оглянись, - и мы посмотрим на тебя" (Песнь 6,13).

Слуга: Господи, одного только не хватает мне для полного удовлетворения. Когда какая-либо душа сгорает ради Тебя и усыхает от тоски за сладостными ласками Твоего восхитительного присутствия, Ты, Господи, молчишь, не произносишь ни единого слова, которое можно было бы услышать. Как же может это не причинять боль, если Ты – единственный возлюбленный, избранный среди всех, а ведешь себя как чужой, не говоря ни слова?

Вековечная Премудрость: Ведь все творения провозглашают Мое присутствие! (ср. Рим 1,20).

Слуга: К сожалению, этого слишком мало для души, которая жаждет Тебя.

Вековечная Премудрость: Каждое слово, сказанное обо Мне, является для ее сердца посланником любви, а каждое написанное обо Мне слово Святого Писания – это любовное письмо, столь сладостное, как будто бы Я сам его для нее написал. Разве этого для нее не должно хватить?

Слуга: О, милейшая Любовь, среди всех избранная, знаешь ведь хорошо, что любящему сердцу кажется недостаточным все, что не является его единственной любовью и его единственным утешением. Ибо Ты, Господи – любовь столь сердечная, непостижимая и среди всех избранная, что если бы даже все ангелы рассказывали о Тебе, любовь без границ стремилась бы всегда с жаром к единственному предмету, который жаждет. Любящая душа видит в Тебе само небо, ибо Ты и есть небо.

Однако, Господи, Ты должен, если можно мне это сказать, быть более верным по отношению к тем убогим любящим сердцам, которые сжигают себя и иссыхают с тоски по Тебе, которые столь горячо воздыхают о Тебе, их единственной Любви и, вознося к Тебе грустные очи, взывают со дня сердца: Revertere, revertere*. Говорят про себя в душе: «Разве это возможно, что ты Его обидела, и Он хочет уйти от тебя? Можешь ли быть уверенным, что Он захочет еще вернуть тебе свое любящее присутствие, чтобы ты Его с любовью охватил руками своего сердца, чтобы ты Его прижал к своей груди, и чтобы отступило все твое страдание?» Господи, Ты слышишь, Ты знаешь это, Ты все-таки молчишь?

Вековечная Премудрость: Я знаю об этом, вижу это, жажду этого в радости Моего сердца.

Премудрость (спрашивает): Если ты хочешь постичь столь огромные тайны, ответь на один вопрос: что более всего другого нравится наивысшему из сотворенных духов?

Слуга: Это я от Тебя, Господи, хотел бы узнать, ибо это, к сожалению, для меня слишком возвышенный вопрос.

Вековечная Премудрость: Тогда Я скажу тебе. Наивысшему ангелу ничто так не нравится, как во всем исполнять Мою волю. Если бы он знал, что для Моей славы он должен вырывать крапиву или другие сорняки, именно это жаждал бы делать.

Слуга: Господи, Ты стыдишь меня этим вопросом! Ибо даешь мне понять, что для того что приятно, я должен оставаться вольным и равнодушным, ища только Твою славу, как в холодности, так и в сладости.

Вековечная Премудрость: Отречением, которое превышает все иное, является сохранение упования даже в оставленности**.

Слуга: Господи, но это, к сожалению, причиняет огромную боль!

Вековечная Премудрость: Где же отчетливей чем в несчастьях проверяется добродетель? Знай, однако, что Я часто прихожу и жажду войти в свой дом, но Мне запрещают входить; часто принимают Меня как бродягу, недостойно со Мной обходятся и как можно быстрее выгоняют. А ведь Я сам прихожу к Моей возлюбленной и с любовью рядом с ней пребываю, но в такой тайне, что никто об этом не знает, кроме тех, кто отрекся всего и соблюдают Мои пути, а также неустанно бодрствуют, чтобы тот час ответить на Мою милость. Ибо согласно Моей Божественной природе Я – дух чистый и субстанциональный, а чистые духи получают Меня духовным образом.

Слуга: Господи мой милый, кажется мне, что Ты слишком таинственный в своей любви, поэтому я жажду познать хотя бы некоторые знамения Твоего истинного присутствия.

Вековечная Премудрость: Мое истинное присутствие ты лучше всего познаешь вот по какому знамению: Кто Я и кто ты, поймешь только тогда, когда Я скрываюсь и отнимаю у души то, что в ней не от Меня. Я – вечное Благо, без которого никто не имеет никакого блага, поэтому, когда Я, вечное Благо, уделяю себя со столь огромной добротой и любовью, все кажется благим том, куда Я прихожу. Именно по этому признаку распознается Мое присутствие, так точно как по свету познается невидимое в своей субстанции солнце. Если ты Меня обрел, войди в самого себя, учись отличать розы от терний и находить цветы в траве***.

Слуга: Воистину, Господи, я ищу и нахожу в себе огромную изменчивость. Когда я покинут, моя душа напоминает хворого, которому ничто не по вкусу и все кажется ему неприятным. Тело лениво, дух отяжелевший, внутри вижу в себе отвердевшее сердце, снаружи выгляжу грустным. Чувствую тогда недовольство от всего, что вижу и слышу, хоть бы было оно, не знаю каким хорошим, ибо не хватает мне, какого бы то ни было понимания. Тогда я склонен к греху, слабо сопротивляюсь недругам, я холоден и вял в добрых деяниях. Тот, кто приходит ко мне, находит дом пустым, ибо нет в нем хозяина, готового давать добрые советы, присутствие которого наполняет радостью всех слуг.

Когда же в середине моей души встает ясная заря, исчезает всяческое страдание, рассеивается темень и наступает ясный день. Тогда, Господи, мое сердце наполняется смехом, дух снова обретает радость, веселится моя душа, меня охватывает праздничное настроение и все, что во мне находится или от меня зависит, направляется к Твоей славе. Все, что было трудным, тягостным и невозможным, становится легким и сладким: посты, бдения, молитвы, страдания, отречения и все тяготы становятся абсолютно ничем в Твоем присутствии. Тогда переполняет меня огромное упование, которое угасает, как только Ты меня оставляешь. Душа залита светом, истиной и сладостью, так что забывает обо всех трудностях. Сердце может предаваться сладостному созерцанию, язык – говорить о вещах возвышенных, тело все с легкостью исполняет, а тот, кто ищет, находит добрый совет касательно всего, чего жаждет. Кажется мне, что я вознесся превыше пространства и времени и что нахожусь под сенью вечного блаженства. Ах, Господи, кто же соделает так, чтобы это состояние продолжалось долго? Ибо вот, неожиданно, в течение одного мгновения оно исчезает, а я остаюсь одиноким и покинутым; иногда столь сильно, что мне кажется, что эта радость никогда не существовала, и так продолжается до того момента, когда наконец, после глубоких воздыханий, это состояние возвращается. От Тебя ли это, Господи, происходит, или может быть от меня – как на самом деле?

Вековечная Премудрость: Сам по себе – ты ничто и не имеешь ничего, кроме грехов; это Я, такова эта игра любви.

Слуга: Господи, что же это за игра?

Вековечная Премудрость: Как долго Любовь находится рядом с любовью, она не знает, насколько сильно Любовь достойна любви, и только когда Любовь отступает от любви, она чувствует, насколько сильно Любовь была достойна любви****.

Слуга: Печальная, Господи, эта игра. Ах, Господи, разве от этой изменчивости не избавлен никто в этом мире?

Вековечная Премудрость: Немногие от этого избавлены, ибо не изменчивость – удел вечности.

Слуга: Кем же являются эти особы?

Вековечная Премудрость: Те, кто чище всех и ближе всего к вечности.

Слуга: Кто же это, Господи?

Вековечная Премудрость: Это те, кто приложил всю свою ревность, чтоб преодолеть все преграды.

Слуга: Добрый Господи, научи, каким образом я, столь несовершенный, должен вести себя во время этих изменений.

Вековечная Премудрость: Во время счастливых дней ты должен размышлять о днях плохих, а во время плохих – не забывать о счастливых; таким образом, не овладеет тобою высокомерие во время прилива Моей благодати, и уныние во время оставленности. Если по причине своей слабости ты не можешь еще веселиться, когда Меня нет, хотя бы ожидай Меня терпеливо и ищи с любовью.

Слуга: Долгое ожидание слишком горестно!

Вековечная Премудрость: Кто хочет на этом свете найти любовь, должен переносить радости и страдания. Не достаточно посвящать Мне только часть дня. Кто хочет в сердце своем ощущать Бога, слушать Его тайные слова и старательно исполнять Его укрытые замыслы, должен не уставать во внутренней сосредоточенности.

О, как нерассудительно ты позволяешь блуждать своим очам и сердцу, особенно когда пред тобою находится образ восхитительный, образ вечный, который ни на минуту не отворачивается от тебя. Как невнимательны твои уши, тогда когда Он говорит тебе столько нежных слов. Как легко ты забываешь о себе, когда окружает тебя присутствие вечного Блага. Что же среди внешних вещей ищет душа, которая носит в себе самой столь таинственным образом царство небесное?

Слуга: Что это, Господи, за царство небесное, которое находится в душе?

Вековечная Премудрость: Это справедливость, мир и радость в Духе Святом (ср. Рим 14,17).

Слуга: Из этих слов я познаю, что Ты совершаешь в душе много тайных действий, о которых она не знает. Познаю, что укрыто Ты влечешь душу и терпеливо учишь ее любви и познания Твоей возвышенной Божественной природы – душу, которая вначале увлекалась только Твоей сладостной человеческой природой.

* Оглянись, оглянись (Песнь 6,13).

** В оригинальном тексте трудная для перевода игра слов: Eine Gelassenheit ob aller Gelassenheit ist gelassen sein in Verlassenheit.

*** Розы и цветы символизируют Божественные утешения, терния и травы – человеческие.

**** Alldieweil Lieb bei Lieb ist, weiss Lieb nicht, wie lieb Lieb ist. Wenn aber Lieb von Lieb scheidet, so empfindet erst Lieb, wie lieb Lieb war. Игра Божьей любви заключается в поочередных испытаниях сладостью любви и присутствия Бога и горечи и отсутствия. Целью такого прихода и ухода Бога является возрастание любви в душе. Это часто выступающее в духовной жизни Сузо явление выражено тут интересной игрой слов, смысл которой следующий: пока возлюбленный (Бог) находится рядом с любящим (человеком), человек не так хорошо понимает, чем является любовь, как в том случае, когда он лишен этого сладостного присутствия.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

Комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий