Дьявол и свободная воля

11/14/2015, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о мосте, XLIII.

Дьявол стал исполнителем моей справедливости, чтобы мучить души, которые несчастно Меня оскорбили. Я поместил его в этой жизни, чтобы он искушал мои творения, не для того, чтоб мои творения были побеждены, но чтобы они восторжествовали над ним и одержали от Меня славу победителей, утвердив в себе добродетель. Никто не должен бояться борьбы с дьяволом, или его искушений, ибо Я всех сотворил сильными. Я дал им мужество воли, укрепленной в крови Сына моего. Эту волю никакой дьявол, или какая-либо сотворенная сила не может изменить. Она ваша, только ваша, дарованная Мною вместе с ее свободой.

Благодаря этой свободе вы можете распоряжаться волей, останавливать ее или отпускать ее вожжи, согласно с вашим предпочтением. Воля – это оружие, которое вы влагаете в руки дьявола: воистину она – это нож, которым он наносит вам удары, которым вас убивает. Но если человек не отдает дьяволу этот меч воли, то есть, если он не поддается искушениям и его уговорам, никогда искушение не коснется его и не сделает виновником греха. Скорее она его укрепит, открывая око его разума, чтобы он узрел мою любовь, которая позволяет ему познать, что только из любви Я позволяю вас искушать, чтобы привести вас к добродетели и испытать ее.

К добродетели можно придти, только познавая самого себя и познавая Меня. Познание это добывается, прежде всего, во время искушений. Тогда человек познает, что он не существует, не имея мочи отдалить мучения и невзгоды, которых он все-таки хотел бы избежать, и познает также Меня в своей воле, которую укрепляет моя благость, чтоб она не поддалась таким мыслям. Он видит, что моя любовь допускает их, ибо дьявол – слаб; сам по себе он ничего не может, разве что столько, насколько Я ему позволяю. А Я допускаю искушения из любви, а не из ненависти, ради вашего триумфа, а не для вашего поражения, чтобы вы пришли к совершенному познанию Меня и себя; чтобы ваша добродетель прошла испытание, а испытана она может быть только благодаря ее противоположности.

Видишь теперь, что бесы – мои слуги, чтобы мучить осужденных в преисподней, а в этой жизни упражнять и испытывать в душе добродетели. Не потому, что намерением дьявола является укреплять вас в добродетелях, ибо у него нет любви и он жаждет лишить вас добродетели; но не может этого сделать, если вы того не захотите.

Какова же глупость человека, который сам делает себя слабым, когда Я создал его сильным, и предает себя в руки бесов. Поэтому Я хочу, чтобы ты знала, что происходит в момент смерти с теми, которые в жизни поддались власти дьявола. Не под принуждением, ибо никто их не может заставить, как Я тебе сказал, а добровольно отдали себя в их руки и до самой смерти носили позорное ярмо этого рабства. В это последнее мгновение они не ожидают иного суда, собственная совесть – их судья и в отчаянии они бросаются в вечное осуждение. У врат смерти они цепляются за ненависть преисподней, еще перед тем как туда попадают.

Иначе праведники, которые жили в любви и умирают в любви. Когда приходит конец жизни, если они хорошо жили в добродетели, просвещенные светом веры, видят они оком веры и совершенной надеждой в крови Агнца благо, которое Я для них приготовил, и заключают его в объятьях любви, в любви прижимая Меня – всевышнее и вечное Благо, в этот момент смерти. Так они вкушают жизнь вечную, еще перед тем как опустится смертная пелена, перед тем как душа разлучится с телом.

Иные, которые прожили свою жизнь и приблизились к смертному часу с общей любовью, поскольку не достигли настолько большого совершенства, ибо имеют ее несовершенным образом, они обретают мое милосердие благодаря тому самому свету веры и надежды, которые имели совершенные. По причине, однако, своего несовершенства, они хватаются за мое милосердие, считая, что мое милосердие – больше, чем их прегрешения.

Недостойные грешники поступают по-другому. Вид места, для них предназначенного наполняет их отчаянием, и они хватаются за него с ненавистью, как было сказано. Как одни, так и другие не ждут моего суда; уходя из этой жизни, каждый получает свое место, как Я тебе сказал. Вкушают его и занимают его, еще до того как расстанутся с телом в момент смерти: осужденные – благодаря ненависти и отчаяния, совершенные – благодаря любви, свету веры и надежде крови, несовершенные же – благодаря милосердию и той самой вере, приходят в чистилище.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий