Древо и терния

11/20/2015, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о мосте, XLIV.

Я сказал тебе, что дьявол приглашает людей к воде смерти, единственной, которая у него имеется; он ослепляет их удовольствиями и почестями мира; на уду наслаждения ловит их видимостью блага. Другим способом он не смог бы этого сделать; люди не дали бы себя поймать, если бы не находили там чего-то доброго или приятного, ибо душа по природе своей всегда жаждет блага.

Правда то, что душа, ослепленная себялюбием, не познает и не отличает, что является настоящим благом, что приносит пользу одновременно душе и телу. Поэтому дьявол в своей злобе, видя, что человек тот ослеплен чувственным себялюбием, показывает ему многие и разнообразные грехи, окрашенные какой-либо пользой или благом. Каждому он дает согласно его положению, в соответствии с главными пороками, к которым видит его наиболее предрасположенным. Что-то иное он подсовывает человеку светскому, что-то иное – монаху, что-то иное – прелатам, что-то иное – господам, приспосабливаясь к положению каждого из них.

Я сказал тебе уже о тех, которые тонут в реке, которые думают только о себе, любят только себя, оскорбляя, таким образом, Меня; рассказал тебе каков их конец. Теперь покажу тебе как они ошибаются и, желая избежать мучений, впадают в еще большие. Им кажется, что трудно следовать за Мною, то есть идти по мосту, путем Слова, Сына моего и отступают, боясь терний. А это потому, что они ослеплены. Не знают, не познают истину, которую Я тебе указал в начале твоей жизни, когда ты Меня просила, чтобы Я сотворил милосердие миру, извлекая его из темноты смертного греха.

Знаешь, что тогда Я указал тебе себя под видом древа, начала и конца которого ты не видела. Знала только, что корень его соединен с землею: это была божественная природа, соединенная с землей вашей человеческой природы. У подножия древа, если помнишь, были кусты терния; от которых отступили все те, которые любили собственную чувственность и спешили к груде плевел, которая представляла все утехи мира. Эти плевелы казались зерном, но были пусты и поэтому, как ты видела, многие души умирали среди них от голода, а многие, познавая обман мира, возвращались к древу и пробирались через терния, то есть через выбор воли. Этот выбор, еще перед тем как его сделают, кажется тернием на пути истины: то есть неустанной борьбой совести с одной стороны и чувственности с другой. Но когда человек благодаря ненависти и отвращению к себе, мужественно примет решение, говоря: хочу следовать за Христом распятым, продирается через терния и находит невыразимую сладость, меньшую или большую, в зависимости от готовности и ревности каждого, как Я это тебе объяснил.

Знаешь, что Я сказал тебе тогда: Я – ваш неизменный Бог, который не меняется. Я не отвергаю ни одного творения, которое хочет придти ко Мне.

Я открыл им истину, сделавшись видимым, Я невидим и показал им, что это значит любить что-либо вне Меня. Но они, ослепленные тучей беспорядочной любви, не познают ни Меня, ни себя. Видишь, как они заблуждаются. Предпочитают умереть от голода, чем немного пробраться через терния.

Не могут они, однако избежать мучений: в этой жизни нет никого без креста, разве что те, кто идет верхним путем, не потому, что они не встречают там страданий, а потому, что страдания их укрепляют. Из-за греха, как Я сказал тебе выше, мир породил тернии и шипы; он является источником этой реки, бурного моря. Поэтому Я дал вам мост, чтоб вы не утонули.

Я показал тебе, как заблуждаются те, кто поддается беспорядочному страху. Я их Бог, который не меняется, и взираю не на личности, а на святую жажду. Это я показал тебе под видом этого древа*.

* Святая ссылается в этом месте на собственный опыт. Это поучение во время видения было записано ее первым исповедником Томмазо делла Фонте.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий