Из книги блаженного Генриха Сузо «Книга Вековечной Премудрости» (Büchlein der Ewigen Weisheit), Часть I, Глава 5.
Слуга: Оторвись, душа моя, от всего внешнего, останься одна, погрузись в глубоком молчании страстного сосредоточения, а потом бросься изо всех сил вперед и потеряйся в дикой пустыне бесконечной скорби сердца, взберись мыслью на возносящиеся подобно вершинам несчастья и исторгни из своего измученного сердца крик, который через горы и долины, через воздух пробьется к самому небу, ко всему небесному воинству, и представь там свою жалобу:
«Ах, живые камни, пустынные земли, луга залитые светом, пусть вас пробудит пыл моего сердца и обжигающие слезы моей печали, чтобы вы помогли мне скулить над моей скорбью, огромной и глубокой. Питает ее тайно мое бедное сердце. Отец Небесный приукрасил меня сверх всяческих телесных творений, избрал мою душу своею нежною и любящею невестою, но я, к сожалению, убежал от Него! Потерял мою единственную Любовь, избранную среди всех. К сожалению, к сожалению! Бесконечная скорбь моего гнусного сердца, что же я – глупый – соделал? Что потерял? Все потерял: себя самого и все воинство небесное. Исчезло все, что могло мне дать наслаждение и радость. Я остался одиноким, ибо – о преступление! – мои ложные друзья, мои настоящие лицемеры меня оставили, отнимая у меня блага, в которые облачила меня моя единственная Любовь. Прощай, слава моя! Прощай, радость и утешение! Ничто у меня от вас не осталось! Стоны и сетования останутся навсегда моим единственным утешением. Куда же мне идти? Весь этот мир меня оставил, когда я оставил мою единственную Любовь. О, горе мне, горе, что я так поступил. Будь проклят тот час, когда это сталось! Красные розы и белые лилии, взгляните на меня, похожего на поздний безвременник, на колючий терновник. Взгляните, как быстро блекнет, вянет и сохнет цветок, если его сломает этот мир! Теперь моя жизнь будет постоянной агонией, увянет во время цветения, состарится в молодости, захворает в полноте моих сил.
А ведь, добрый мой Господи, все это страдание – ничто по сравнению со страданием, которое я испытываю при мысли, что я навел тучу гнева на Твое отцовское чело. Именно это является настоящим адом для меня, страданием худшим, чем все другие. Ведь Ты так деликатно меня предупреждал, сердечно увещевал, с такою любовью привлекал! – к сожалению, обо всем этом я забыл. О, смертная скорбь! Сердце человеческое, как много ты можешь перенести! О, мое сердце, ты должно быть наверно стальное, если не сломала тебя до конца эта боль. Ведь ранее я называл себя Его дорогой невестой! А теперь, к сожалению, к сожалению и еще раз к сожалению! Я недостоин звать себя даже Его последней прачкой. Мой стыд столь горек, что я не смею поднять очи. В радости и страдании уста мои должны теперь оставаться навсегда пред Ним закрытыми. Как же мне тесно стало в этом просторном мире! Почему же, о Боже, не живу я в темной чаще, где бы никто меня не видел и не слышал. Где бы я кричал так долго, пока бы не выкричал всю боль моего сдавленного сердца, и мне бы стало легче. Ведь нет у меня другого утешения. Куда же ты меня привел, грех? Горе тебе, обманчивый мир, и горе тому, кто тебе служит! Вот твоя награда: из-за тебя я стал обузой для самого себя и для мира, и должен остаться таким навсегда. А как же счастливы те богатые короли, те богатые души, которые научились на чужом несчастье, сохранили свою первую невинность, чистоту тела и души! Они даже не знают, насколько они счастливы. Ибо чистая совесть, свободное и вольное сердце даже не знает, что значит сердце грешное, подавленное и полное печали. Как же был счастлив с моим Женихом, я, ничтожная невеста. К сожалению, не ценил этого. Кто же даст мне пергамент, широкий как небо, чернил столько, как воды в океане, и столько перьев, сколько трав и листьев, чтобы я мог описать всю мою скорбь и зло, которое невозможно исправить, которое стало причиной этого жестокого разделения с моим возлюбленным. Горе мне, что я родился! Ибо уже ничего мне не остается! Разве только – мучительное отчаяние».
Вековечная Премудрость: Ты не должен отчаиваться; разве Я не пришел в этот мир ради тебя и ради всех грешников, чтобы привести тебя снова к Моему небесному Отцу, украшенного драгоценностями, благородством и чистотой более чем кто-либо ранее?
Слуга: Ах, что же это за слова, что столь сладостно звучат для моей души, Богу немилой, оставленной?
Вековечная Премудрость: Ты не узнаешь Меня? Почему же ты подавлен? Чрезмерная скорбь забрала у тебя здоровый рассудок? Мое доброе дитя, ведь это Я, благая милосердная Премудрость, которая отворила пропасть бесконечного, непостижимого даже для святых милосердия, чтобы приготовить сладостный прием для тебя и всех сокрушенных сердцем! Сладостная Премудрость, ставшая убогой и несчастной, чтобы тебе вернуть твое достоинство. Это я выдала себя на бесчеловечную смерть, чтобы тебе вернуть жизнь. Стою пред тобою, бледная и окровавленная, как тогда, когда исполненная любви висела на вершине креста, между суровым взглядом Отца и тобою. Взгляни, это Я, твой Брат, твой Жених! Забуду все, что когда бы то ни было, ты натворил против Меня. Как будто бы этого никогда не было. Чтобы с этих пор ты вернулся ко Мне и уже никогда Меня не оставлял. Омойся в Моей пролитой из любви крови, цвета розы. Подними голову, раскрой очи, снова наберись смелости. В знак свидетельства полного примирения надень на палец Мое обручальное кольцо, надень твою одежду, в которой был ранее (ср. Лк 15,22), обуй стопы, снова возьми свое прекрасное имя, чтобы ты звался и был на веки Моею невестою.
Смотри, сколько я выстрадал ради твоего искупления! Если бы вся земля была одним разожженным костром, если бы в него бросили комок пакли, пламень не пожрал бы его так быстро, как быстро пропасть Моего бесконечного милосердия принимает возвращающегося ко Мне грешника.
Слуга: Отче мой и мой Брат! Вся радость моего сердца! На самом ли деле Ты все еще хочешь мою недостойную душу наполнить своими милостями? Сколь же велика Твоя благодать, сколь же безмерно милосердие! Поэтому я припадаю к Твоим стопам, Отче небесный! Благодарю из глубины сердца и прошу, взгляни на своего возлюбленного единого Сына, которого из любви Ты предал на смерть, и забудь о моих грехах. Вспомни слова клятвы данной Ною: «Я полагаю радугу в облаках, буду смотреть на нее и станет она знамением завета между Мною и землею» (Быт 9,13). Взгляни на Него, благой Отче, взгляни на Его тело; разорванное и растянутое – так, что можно пересчитать все Его кости и ребра. Смотри, как он обескровлен, в синяках и бледен! – Любовь привела Его к этому. Присмотрись, Отче небесный, к жалобно растянутым рукам, плечам и ногам своего благого, возлюбленного, единственного Сына, узри Его благородное тело, красное и замученное и перестань гневаться на меня. Вспомни, что Ты зовешься милосердным Господом и Отцом милосердия, потому что прощаешь. Ведь это Твое имя! Кому Ты отдал своего Возлюбленного? Грешникам! Ибо Он – воистину мой и воистину наш. Припадаю сегодня к Нему, укрываюсь в Его обнаженных, открытых руках, заключаю в объятья, из жажды сердца и души, и не хочу уже никогда от Него отделяться, ни при жизни, ни в смерти. Поэтому прославь Его сегодня во мне, забудь милостиво все грехи, которыми я Тебя оскорбил, ибо с этих пор кажется мне, что легко умереть, но тяжко – согрешить против Тебя, мой верный Отче небесный. Ибо никакое страдание, ни труды, ни преисподняя, ни чистилище так сильно меня не огорчают, не причиняют моему сердцу столь огромную боль, как грехи, которыми я прогневил и оскорбил Тебя, моего Создателя, Господа и моего Бога, моего Искупителя. Ибо Ты для меня – полное ликование и единственный восторг сердца. Если бы я мог так кричать, сквозь все небеса о моей скорби, что бы аж сердце разорвалось бы в моей груди на тысячи кусочков, я бы охотнее делал это. А чем более великодушно прощаешь мне мои преступления, тем глубже сожалею, что я оказался столь неблагодарным для Твоей великой благости.
Единственное мое утешение, благостная Вековечная Премудрость, среди всех выбранная, разве смогу я Тебе когда-нибудь в достаточной мере отблагодарить за великолепие Твоих даров? Ведь в своих ранах и муках Ты принес лекарство и положил конец разлуке, которую ни одно творение не могло исправить. Поучи же меня, единственная моя радость, как бы я мог носить на всем теле знамения Твоей любви, как навсегда сохранить их в моей памяти. Чтобы весь этот мир и все небесное воинство узрело, что я благодарен за то неизмеримое благо, которое Ты оказал моей убогой, заблудшей душе, ведомый только безграничной и бесконечной своею добротой.
Вековечная Премудрость: Отдай Мне себя без условий со всем, что имеешь, ничего нигде не беря назад, отрекись от всего, без чего сможешь обойтись, и таким образом руки твои воистину будут прибиты к Моему кресту. Вступи с радостью на добрый путь. Держись на ней крепко – таким образом, твоя левая стопа будет прикреплена. Утверди и укрепи во Мне свой мятежный дух и свои ветреные мысли, тогда твоя правая стопа будет прикреплена к Моему кресту. Силы твоего духа и плоти никогда не должны безвольно опадать, но по примеру Моих рук – вытягиваться и распростираться широко в Моей службе. Твое слабое тело часто должно упражняться, вплоть до истощения, в духовных практиках во славу Моего Божественного тела, и становиться бессильным в удовлетворении собственных пожеланий. Многие неведомые страдания прижмут тебя ко Мне в тесноте Моего креста и, так как Я, ты станешь жалок и окровавлен.
Твои покаянные практики прибавят Мне силы. Твои добровольные умерщвления принесут облегчение Моей уставшей шее, а твое решительное сопротивление грехам – будет утешением для Моего духа. Твое благочестивое сердце успокоит все Мои страдания, а твое пламенное сердце разожжет Мое сердце, полное любви.
Слуга: А сейчас, о Вековечная Премудрость, направляй мою добрую волю к вящей Твоей славе и согласно с Твоим предпочтением, ибо ярмо Твое воистину сладко, а бремя Твое – легко (ср. Мф 11,30). Об этом прекрасно знают все те, кто это испытал и те, кто были раздавлены бременем грехов.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий