Из книги блаженного Генриха Сузо «Книга Вековечной Премудрости» (Büchlein der Ewigen Weisheit), Часть I, Глава 3.
Вековечная Премудрость: Когда по бесконечной любви к тебе и ко всем людям Я повис на древе креста, все Мое тело приобрело жалкий вид. Мои ясные очи угасли и впали, Мои Божественные уши наполнились насмешками и хулою, Мое обоняние – отвратным смрадом, уста – горьким питием, а все чувствительное тело испытало жестокие удары. Во всей вселенной не было ничего, что бы дало Мне хоть немного облегчения, боль и страдания склонили Мою Божественную голову. На Моей изящной шее оставила следы рука палача. Мой чистый лик осквернили плевками, исчез ясный цвет Моего лица. Смотри, вот грация Моего тела исчезла бесследно, как будто бы Я не был прекрасной Премудростью, а прокаженным.
Слуга: Возлюбленное зерцало всяческих благодатей, радость смотрящих на него небесных духов, почему же я не имею пред собою Твой возлюбленный лик, когда он находится в когтях смерти. Я бы жаждал омыть его слезами моего сердца. Жаждал бы всматриваться в эти прекрасные очи, эти ясные ланиты, эти нежные уста, посиневшие в агонии, жаждал бы горячо скорбеть над ним, и таким образом облегчить свое сердце.
Господи мой милый, некоторые люди так живо чувствуют Твои страдания, что могут глубоко скорбеть над Тобою и всем сердцем Тебя оплакивать. Боже мой, почему я не могу присвоить себе жалобы всех любящих сердец, проливать чистые слезы всех очей, издавать стоны всех языков, чтобы показать Тебе таким образом, как сильно трогают меня Твои страдания.
Вековечная Премудрость: Лучше всего показывает то, как сильно его трогают Мои страсти тот, кто переносит их вместе со Мною благодаря исполнению поступков. Свободное сердце, сердце, которое не возлюбило вещи преходящие, сердце, неустанно стремящееся к верному подражанию Моей жизни, Я ставлю выше твоих бесконечных жалоб и слез, изливаемых над Моими страстями, хоть бы были они так обильны, как капли воды, падающей с неба; ибо на эту жестокую смерть я пошел для того, чтоб Мне подражали. Но также и эти слезы для Меня сладки и милы.
Слуга: Добрый мой Господи, если подражание Твоей благой жизни и Твоим страданиям, переносимых с любовью, для Тебя так мило, я сделаю с этих пор все, чтобы скорее подражать Тебе с любовью, чем скорбеть над Тобою, изливать слезы – хотя, как Ты сказал, я должен делать и одно и другое. Поэтому научи меня, как я должен Тебе подражать в Твоих страстях.
Вековечная Премудрость: Уничтожь свое беспорядочное желание видеть и слышать пустое, прими с любовью то, что некогда наполняло тебя отвращением, находи в этом радость, ради Меня откажись от удовольствий плоти. Во Мне ты должен искать свое полное отдохновение, любить то, что неприятно для твоего тела, терпеливо переносить зло, причиняемое другими, желая пренебрежения, уничтожить свои вожделения, умереть для всех своих желаний. В школе премудрости – это первые принципы, читаемые в открытой книге Моего тела прибитого к кресту. Взгляни, даже если бы какой-либо человек делал все, что возможно, разве кто-либо в целом мире был бы для Меня тем, чем Я являюсь для него?
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий