Радость спасенных

10/28/2015, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о мосте, XLI.

Праведная душа, которая заканчивает жизнь в любви, связана любовью. Она не может возрастать в добродетели, ибо время прошло. Но может всегда любить с тою любовью, с какой приходит ко Мне и этою мерою будет ей отмеряно. Она всегда жаждет Меня и всегда Меня любит, и ее жажда никогда не является напрасной; она чувствует голод и насыщена; будучи насыщенной, еще чувствует голод; и таким образом избегает отвращения пресыщением, как и мучения голодом.

В любви мои избранные радуются моим вечным видом; участвуют во благе, которое Я имею в себе и которое уделяю согласно с его мерой; этой мерой является степень любви, с которой они ко мне пришли. Поскольку они пребывали в моей любви и любви к ближнему и соединены любовью общей или особенной, которые истекают из той же самой любви, радуются и веселятся, кроме блага, которое имеют все вместе, также счастьем других, участвуя благодаря любви в благах другого. Святые радуются и веселятся с ангелами, среди которых они помещены согласно степени и качества добродетелей, которые они главным образом практиковали в мире, связанные между собою узлом любви. Участвуют они также особенно в блаженстве тех, которых нежно любили на земле, особенной любовью. Благодаря этой любви они возрастали в благодати и добродетели и призывали друг друга к утверждению хвалы и славы имени моего в себе и в ближнем. Они не утратили эту любовь в жизни, которая длиться вечно, наоборот, участвуют все более теснее и с огромным изобилием один в любви другого, умножая общее благо.

Я бы не хотел, чтоб ты думала, что этим особенным благом они наслаждаются только сами между собой. Это не так; в нем участвуют все блаженные небожители, все возлюбленные мои сыновья и вся ангельская природа. Когда душа входит в вечную жизнь, все участвуют во благе этой души, как и та душа во благе всех. Не потому что их чаша может увеличиться или должна дополниться, ибо она полна, и увеличиться не может, но они чувствуют радость, упоение, восхищение, веселье, которые обновляются в них при виде этой души. Они видят, что благодаря моему милосердию она вознеслась от земли в полноте благодати, радуются во Мне благом этой души, которое она получила в моей доброте.

И душа та счастлива во Мне и в душах, и в блаженных духах, видя и познавая в них красоту и сладость моей любви. Все их желания взывают пред моим обличьем о спасении всего мира. Их жизнь закончилась в любви к ближнему, они не утратили этой любви. Прошли вместе с нею через врата, которыми является Единородный Сын мой (ср. Ин 10,7.9), как это объясню тебе ниже: связаны этим узлом любви, в котором они закончили жизнь и пребывают в нем вечно.

Они настолько согласны с моей волей, что могут желать только то, что Я хочу; их свободная воля так связана узлом любви, что когда пройдет время, творение наделенное разумом, которое умирает в состоянии благодати, уже не может грешить. Их воля так сильно соединена с моей, что если отец или мать видят сына в преисподней, когда сын видит в преисподней отца или мать, не беспокоятся об этом, даже рады тому, что они наказаны, как мои враги. Ничто не может поссорить их со Мной; все их желания исполнены.

Желание блаженных – видеть хвалу мою в вас, странствующих пилигримах, которые всегда спешите к пределу смерти. Желая хвалы моей, они желают спасения вашего, поэтому всегда молятся Мне о вас. Я исполняю это желание, только там, где вы невежды не сопротивляетесь моему милосердию.

Они также жаждут обрести свое тело. Хотя не имеют его сейчас, не беспокоятся из-за этого; заранее радуются с уверенностью, что обретут его когда-нибудь. То, что его сейчас не имеют, не печалит их и не уменьшает их счастье. Не испытывают по этой причине страдания.

Не думай, что блаженство тела после воскресения прибавит счастье душе. Следовало бы из этого, что душа отделенная от тела, имеет несовершенное блаженство. Этого не может быть, ибо ей ничего недостает для совершенства. Не тело делает душу счастливой, но душа одаривает тело блаженством; она обогатит его собственным изобилием, когда в последний день суда облечется собственным телом, которое сбросила.

Как бессмертна душа, как была она помещена и укреплена во Мне, так тело благодаря этому соединению становится бессмертным; утратив свою тяжесть, оно становится тонким и легким. Знай же, что тело, принятое в славе перешло бы сквозь стену; ни огонь, ни вода не причинят ему вред; не своею собственною силою, но силою души, которая является даром моей благодати, дарованным моею невыразимою любовью, которая велела Мне сотворить ее по моему образу и подобию.

Око твоего разума не сможет узреть, ни ухо твое услышать, ни язык твой рассказать, ни сердце представить, как огромно благо избранных (ср. 1Кор 2,9).

Какое же наслаждение для них видеть Меня – всяческое благо. О какую же радость будут они чувствовать, обретя прославленное тело. Это благо они обретут только на всеобщем суде, но и сейчас не чувствуют страдания. У них нет ни в чем недостатка для счастья, душа полна в себе; тело будет участвовать в этом блаженстве, как Я сказал тебе.

Что ж сказать тебе о благе, которое будут испытывать прославленные тела в прославленной человеческой природе Единородного Сына моего, дающим вам уверенность вашего воскресения. Будут радоваться при виде Его ран всегда свежих, при виде шрамов всегда открытых в Его теле, которые постоянно взывают о милосердии для вас ко Мне, всевышнему и вечному Отцу. Все будут радоваться, будучи подобными Ему. Их око будет подобно Его оку, руки их – Его рукам, все их тело – сладостному телу Слова, Сына моего. Будучи во Мне, будут в Нем, который един со Мною. Око их тела будет наслаждаться в прославленной человеческой природе Слова, Единородного Сына моего.

Почему же? Потому что их жизнь закончилась в любви к моей любви, и потому любовь их будет пребывать вечно. Не для того, чтоб они смогли сделать еще что-то доброе, но обретут радость в том, что уже сделали. Это значит, что они уже не могут совершить какой-либо заслуживающий поступок, за который они могли бы ожидать награду. Ибо только в этой жизни обретают заслуги или грешат, согласно применению, которое нравится кому-либо делать по собственной воле.

Они не ждут со страхом Божьего суда, но с радостью. Обличье моего Сына не кажется им страшным или полным ненависти, ибо умерли они полными любви ко Мне и доброты к ближнему.

Видишь теперь, что Его обличье не изменяется в себе, когда Он придет с моим величием судить мир, но изменится для части тех, кого Он будет судить. Осужденным Он явится исполненным ненависти и суровости, спасенным – исполненным любви и милосердия.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий