О том, что произошло перед распятием

10/23/2015, No Comment

Из книги блаженного Генриха Сузо «Книга Вековечной Премудрости» (Büchlein der Ewigen Weisheit), Часть I, Глава 2.

Вековечная Премудрость: После Тайной Вечери, когда на Горе* Я предал себя на страдания жестокой смерти и когда понял, что она уже очень близко, тревога Моего чуткого сердца и сама нужда Моей человеческой природы начали выжимать из Меня кровавый пот. Неприятели Мои поймали Меня, крепко связали и поволокли как тряпье. В ту ночь Меня оскорбили сверх всякой меры, когда били, плевали Мне в лицо и завязывали Мне глаза. Когда настало утро, Меня оскорбили пред Каиафой, признали виновным и приговорили к смерти. Начиная с того момента, когда Моя пречистая Мать узрела Меня погруженного в печали, вплоть до того, как Меня повесили на кресте, ее сердце наполняла невыразимая боль. Поставили Меня униженного перед Пилатом и приговорили к смерти. Они стали напротив Меня, всматривались в Меня страшным взглядом, как какие-нибудь наглые великаны, Я же стоял перед ними нежный, как агнец. Меня, Вековечную Премудрость, облачили перед Иродом в белые ризы, как сумасшедшего, выставленного на осмеяние, а Мое тело жестоко разорвали в клочья бесчеловечными ударами плетей. Мою нежную голову продырявили терниями, а по Моему благому лицу сплывали их плевки с Моею кровью. Таким образом приговоренного, вели Меня на смерть, как беднягу покрытого стыдом, несущего крест. Воздух дрожал от их страшных криков обращенных против Меня: «Распни Его, распни этого преступника!»

Слуга: Господи, если столь горестно уже само начало, каким же будет конец? Я бы не снес даже того, если бы на моих глазах таким образом издевались над диким зверем, как же глубоко Твои страдания должны проникнуть мое сердце и душу!

Господи, для моего сердца это, однако большая неожиданность. Господи милый, я ищу прежде всего Твое Божество, Ты же показываешь мне свою человеческую природу. Я ищу Твою сладость, Ты же даешь только горечь. Я бы хотел сосать как младенец, а Ты готовишь меня к битве. Господи, каков Твой замысел?

Вековечная Премудрость: Никто не может достичь Божественных вершин и невыразимую сладость, если сначала не привлечет его горечь, которую познала Моя человеческая природа. Чем выше кто-либо вознесется, без участи в Моей человеческой природе, тем ниже падет. Моя человеческая природа – это путь, по которому следует идти вперед. Мои страсти – это врата, через которые должен пройти тот, кто хочет дойти до того, что ты ищешь. Поэтому избавься от малодушия своего сердца и – как отважный рыцарь – выйди вместе со Мною на ристалище, ибо духовная слабость не подобает оруженосцу, когда его господин доказывает свою храбрость в битве.

Подойди, облачу тебя в Мои доспехи, ибо ты должен – по мере своих сил – испытать все Мои страдания.

Вооружись особенно непоколебимым мужеством, ибо, прежде чем ты победишь свою природу, твое сердце должно будет часто замирать. Множество тяжелых страданий, благодаря которым Я хочу тебя предрасположить для себя, наполнит тебя тревогой и выжмет из тебя кровавый пот; сад твоей души Я засажу алыми цветами. Отрекаясь от давних привычек, ты будешь пленен и связан, много раз будешь тайно оклеветан, и явно покрыт стыдом Моими противниками, люди обратят против тебя множество обвинений. В своем сердце ты будешь носить Мои страсти неустанно и с глубокой любовью, равной материнской любви. Много злорадных цензоров будут выдавать суждения касательно твоей религиозной жизни, а твой образ жизни по Божьему часто будут осмеивать и считать безумством те, кто живут по человечески. Еще не закаленное твое тело будет бичевано жестокой и суровой жизнью, возложат тебе на посмешище венец презрения ради твоей святой жизни. Потом ты последуешь за Мною скорбным путем креста, отказываясь от собственной воли, отрекаясь самого себя, освобождаясь по-настоящему от всех творений во всем том, что может отдалять тебя от вечного спасения, подобно умирающему, которого ничто уже не связывает с этим миром, в тот момент, когда он его оставляет.

Слуга: Какое же это для меня тяжкое задание! Вся моя натура вздрагивает от этих слов, Господи. Как же я смогу вынести все эти страдания? Добрый мой Господи, позволь, что спрошу Тебя: разве в своей Вековечной Премудрости Ты не мог найти другого способа, чтоб спасти меня и оказать мне свою любовь, не прибегая к столь огромным пыткам, не давая мне этих горьких мучений? Какими же дивными кажутся Твои решения!

Вековечная Премудрость: Пусть никто не пытается постичь бездонную пропасть Моих тайн, ибо никто не сможет понять, как Я управляю всеми вещами согласно Моему вечному провидению. То, о чем ты просишь, и множество иных вещей были бы там возможны, и все же они никогда не появятся. В то же время знай, что в существующем порядке творений ничего более уместного появиться не может. Господь природы не принимает во внимание то, что может в ней свершиться, а то, что лучше всего для каждого творения, и соответственно с этим поступает.

Что же для человека является лучшим способом познания тайн Божества, если не человеческая природа, которую Оно приняло? Разве тот, кто утратил радость по причине необузданных наслаждений, может выбрать лучший путь для того, чтоб найти вечную радость? Кто имел бы отвагу пойти непроторенной дорогой суровой и презираемой жизни, если бы перед ним не прошел ею сам Бог?

Если тебя приговорили к смерти, разве мог бы кто-либо оказать тебе больше верности и любви или более действенно возбудить в тебе взаимную любовь, чем тогда, когда принимает на себя твой приговор? Если кто-либо не сможет возбудить к любви Мою бесконечную любовь, Мое невыразимое милосердие, Мое сияющее Божество, всю Мою достойную человеческую природу, Мою братскую верность и нежность жениха, то что же еще могло бы тронуть такое каменное сердце?

Ищи ответы в прекрасном порядке творений, разве более Моей жестокой смерти Я показал какой-либо более прекрасный способ сохранить справедливость, проявить бесконечное сочувствие, облагородить людскую природу, оказать доброту, соединить небо и землю?

Слуга: Господи, я начинаю воистину убеждаться, что все именно так, как Ты говоришь. Поэтому, кого не ослепит недостаток разума и кто хорошо над этим задумается, должен признать Твою правоту и прославить такое деяние как самое прекрасное и милое из всех возможных. Хотя ленивому телу такой путь кажется изнурительным.

Вековечная Премудрость: Путь не страшит тебя подражание Моим страданиям, ибо то, к кому Бог столь близок, что для него страдание становится легким, не имеет причин жаловаться. Мою невыразимую сладость никто более не вкушает, как те, кто пребывают вместе со Мною в глубочайшей горести. На горький вкус кожуры жалуется тот, кто не знает сладость плода. У кого есть добрый спутник, уже на полпути до победы.

Слуга: Твои обнадеживающие слова придали мне много отваги, и кажется мне, что ради Тебя я все смогу сделать и все вытерпеть. Поэтому прошу, открой предо мною широко сокровищницу Твоих страданий и больше мне о них поведай.

* Речь, конечно, идет о Елеонской Горе, на склоне которой в Гефсиманском саду начались Страсти Христовы.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий