Плоды древа смерти: алчность, гордыня и зависть

9/04/2015, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о мосте, XXXIII.

Иные порождают плод земли. Это жадные скряги. Они поступают как крот, который питается землею до самой смерти. Когда приходит смерть, нет для них спасения. Они, через свою скупость, пренебрегают моею щедростью, продавая время своему ближнему. Это ростовщики, которые притесняют и обкрадывают ближнего, поскольку совершая свое милосердие, они не сохранили в памяти милосердия моего. Если бы они о нем помнили, не были бы столь жестоки к себе и к ближнему. Имели бы сострадание и милосердие для себя, практикуя добродетели, и для ближнего, служа ему с любовью.

О сколько же зла происходит из этого проклятого греха! Сколько убийств, краж, ограблений, недозволенных доходов, жестокости сердца и несправедливости по отношению к ближнему. Этот грех убивает душу и делает ее рабынею богатства; не старается она уже хранить заповеди Божии. Скупой не любит никого, разве что ради собственной корысти.

Этот порок происходит от гордыни и питает гордыню: одна от другой происходит, ибо обе всегда заботятся только о себе. Оба эти преступления помогают друг другу и так впадает из плохого в худшее благодаря несчастной гордыне, которая живет тем, что внешне. Она – огонь, который всегда порождает дым тщеславия и надменного сердца, которое хвалится тем, что ему не принадлежит. Она – ствол с множеством веток, главная из которых – собственная слава, а из нее выходит желание быть чем-то больше, чем другие. Под влиянием этого желания сердце перестает быть искренним и благородным, становится лицемерным и обманчивым. Язык говорит нечто иное, чем то, что кроется в сердце; и утаивает правду и возвещает ложь ради собственной корысти. Это преступление порождает зависть, червя, который точит сердце и не позволяет ему наслаждаться своим добром, а не чужим.

 

Как же негодники, живущие в такой низости, могли бы дать что-либо из своего имения убогим, когда они сами обкрадывают других? Как же могут они извлечь свою нечистую душу из грязи, когда сами ее в нее бросают? Некоторые даже доходят до такого оскотинивания, что не взирают на своих детей и родных и втягивают их в большую беду. А все-таки милосердие мое сносит их и не приказывает земле поглотить их, ибо хочет, чтоб они исправили свои прегрешения.

Как же могут они отдать свою жизнь ради спасения душ, если не хотят отдать имущество? Как же могут дать любовь, если сами травят себя завистью?

О жалкие пороки, которые уничтожают небо души. Небом Я называю душу, ибо сотворил ее небом, на котором Я поселился по благодати, скрываясь внутри нее, и выбирая в ней жилище благодаря любви. Теперь она отошла от Меня, как прелюбодейка, любящая себя, творенья и сотворенные вещи более чем Меня. Из себя она создала для себя бога, и преследует Меня множественными и различными грехами. И все это делает, поскольку не помнит о благодеянии крови, пролитой со столь огромным огнем любви.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий