Из книги брата Жерара де Фрашет «ЖИТИЯ БРАТЬЕВ», Часть III. Легенда об Иордане Саксонском, Глава V.
Как-то раз, когда Магистр Иордан был на пути в Болонью, братья начали рассказывать ему прегорестную историю об одном новиции, который тосковал и пребывал в искушении оставить Орден. «Этот юноша, - говорили они, - в миру вел такую необыкновенно роскошную жизнь, имея все, чего он только мог пожелать, – одежду ли, ложе, домашнее убранство, роскошный стол, развлечения и прочие плотские удовольствия, - что и знать не знал во время учебы о существовании нужды или душевных страданий; по этой причине он так преуспевал в учении, что задержись он еще всего на год в миру и продолжай изучение права - получил бы ученую степень. Он говорил, что прежде никогда не бывал в дурном расположении духа, в жизни не болел, очень редко выходил из себя, притом никогда даже не думал о том, чтобы поститься или воздерживаться от мяса, кроме как в Великий Пост. Он никогда не ходил на исповедь чаще обязательного, а из молитв знал только «Отче наш» - и ту запомнил на слух, постоянно слыша ее во время богослужений. Как-то раз он зашел в монастырь к братьям, не более чем из пустого любопытства – и, не умеючи отказать, под влиянием момента принял облачение*. Об этом он вскоре пожалел от всего сердца, потому что теперь все, что он видит и чувствует, кажется ему ужасным, как вторая смерть. Он не может ни есть, ни спать, и хотя, живя в миру, этот юноша почитай что ни разу не гневался – с тех пор как вступил в Орден, он так истомился, что однажды схватил псалтирь** и попытался ударить книгой субприора, который некогда принудил его надеть облачение». В таком вот состоянии тоски и отчаяния его и обнаружил Магистр Иордан по прибытии. Узнав, что имя новиция – Теобальд, Магистр постарался найти в этом ободрение для скорбящего: «Теобальд, - сказал он, - твое имя значит «Стремящийся ввысь»***. Поговорив с ним некоторое время, Магистр отвел Теобальда к алтарю св. Николая и велел ему преклонить колени и прочесть «Отче наш», так как других молитв тот не знал. Потом Магистр возложил руки ему на голову и начал молиться со всем пылом своего сердца, умоляя Господа освободить несчастного от искушения. Он молился, не переставая, и вскоре новиций почувствовал, как некое утешение постепенно наполняет его душу, и в сердце нисходит мир. Когда же Магистр Иордан наконец убрал ладони с его головы, в душу новиция сошло великое утешение и покой, будто невидимые руки перестали сжимать его сердце, как позже он сам рассказывал некоторым братьям и впоследствии неоднократно повторял свое свидетельство. Так молитвами и заслугами святого отца были рассеяны тучи искушения, сгустившиеся в душе брата; тот весьма укрепился в решимости и с должным пылом исполнял многие послушания в Ордене, совершив в нем много добра.
Другой брат, одолеваемый искушением, был весьма расстроен тем, что нигде не мог отыскать Магистра Иордана, пока наконец после долгих поисков не обнаружил его в каком-то тихом закутке читающим литургию по усопшим. Брат присоединился к чтению, и когда ему выпало читать стих «Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых», Магистр взглянул ему прямо в глаза и подал ответ: «Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа». Новиций тут же получил великое утешение от этих пророческих слов, и когда литургия завершилась, сказал: «Добрый Магистр, вы дали мне наилучший из советов», после чего отошел, совершенно успокоенный.
Весьма благочестивый брат из Фаэнцы, что под Болоньей, в великом рвении к созерцанию размышлял о сущности Бога – и наконец пришел в такое состояние разума, что начал колебаться уже в самой вере в существование Божие. Когда он рассказал о своем плачевном состоянии приору и братьям, те убедили его в сей великой истине разного рода доводами, показав сомневающемуся, как он должен верить; но и при всем том не мог он полностью очистить разум от постоянного возвращающегося заблуждения, что Бога и вовсе не существует. Однажды приору этого дома случилось оказаться в Болонье, где во время оно пребывал и блаженный Иордан. Приор рассказал ему об искушении и душевном смятении того брата, на что Магистр ответил: «Ступай домой, отец приор, и скажи ему от меня, что его вера так же тверда, как моя». По возвращении приор едва успел передать брату послание Магистра Иордана, как тот вскричал, будто пробуждаясь от забвения или экстаза: «Воистину, я непоколебимо верю в бытие Божие!» Так силою благодатных слов брат был избавлен от кощунственного искушения.
Новиций из Франкфурта, по имени Энгельберт****, которого принял в Орден Магистр Иордан, в первый же год своего новициата был поражен сильнейшей лихорадкой. Видя, как ослаб он душой и телом, Магистр сказал ему однажды: «Сын мой, имей ты веру, мог бы немедля избавиться от недуга». Когда же тот с большим пылом исповедовал свою веру, блаженный Иордан коснулся его рукой и сказал: «Тогда будь исцелен во имя Господа Иисуса Христа», после чего юноша тут же встал с постели, совершенно исцелившись.
* Здесь-то и приоткрывается некая истина о практиках набора новициев, бытовавших у ранних доминиканцев. Письмо Иннокентия IV в 1244 г. говорит о том, что группу доминиканцев по крайней мере подозревали в том, что они напоили допьяна преподавателя из Асти и затем насильно облачили его.
** Это был, разумеется, не небольшой томик, как сейчас, но средневековая огромная инкунабула. Мне случалось лично видеть в Калеруэге пример таковой псалтири – огромный том, предназначавшийся для одновременного использования сразу всеми братьями, находящимися на хорах! Размер книги – примерно 1 на 1.5 м.
*** Tendens ad alta, неверная этимология этого имени (Tedalto), которую Иордан использует в качестве назидания.
**** Умер в 1250 г, почитаемый за святого (Koch, Dos Dominikanerkloster zu Frankfort, 1892, стр. 129).
Перевод: Антон А. Дубинин ОPs.
Отправить комментарий