Как легкомысленных он приводил к Богу, и как утешал страждущих

5/22/2015, No Comment

Из книги блаженного Генриха Сузо «Жизнь» (Vita), II. Глава 37.

Какое-то долгое время Слуга оставался без связи со своей духовной дочерью. Тогда она написала ему письмо, в котором говорила, как сильно нуждается в каком-либо слове от него, чтоб подкрепить болящее сердце. Писала она так: «Убогий находит немного утешения в себе самом, когда видит радом еще более бедных, а страждущий становится смелее, когда узнает, что его ближние оказались в еще больших несчастьях, а Бог помог им выпутаться из них».

Слуга так ей ответил: «Чтоб ты с большим терпением переносила свои мучения, скажу тебе кое-что о страдании во славу Божью. Знал я человека, который по Божьему попустительству испытал множество тяжких страданий, связанных с клеветой против его доброго имени. Глубочайшим его желанием была любовь Бога всем сердцем, а также то, чтоб привлечь к этой любви всех людей, одновременно отвлекая их от всех земных предпочтений. И ему даже удалось многих к этому склонить, как мужчин, так и женщин. А поскольку он, таким образом, отбирал добычу у дьявола и отдавал ее Богу, злой дух приходил в ярость и поэтому также являлся некоторым благочестивым особам и угрожал, что отомстит Слуге.

Однажды Слуга появился в монастыре, в котором братья и сестры из одного ордена занимали два отдельных крыла одного здания*. Жили в нем две важные особы, носящие монашеские облачения, мужчина и женщина, соединенные большой взаимной любовью и грешными отношениями. Сатана до такой степени ослепил их сердца, что в своем предосудительном поведении они не видели никакой вины или греха, и не считали это противным Божьей воле. Когда они тайно спросили Слугу, действительно ли это согласно с Божьей волей и могут ли они и далее так поступать, он ответил: «Нет, ни в коем случае»! Добавил, что они пребывают в ложной уверенности, а их поведение противоречит христианскому учению. Довел он до того, что они порвали такую практику и с тех пор жили учтиво.

В то время, когда он занимался этим делом, некая благочестивая особа по имени Анна, во время молитвы была восхищена в духе. Узрела она огромные полчища демонов, которые собирались в воздухе над Слугою и все вместе кричали: «Смерть, смерть этому противному монаху»! Измышляли против него и проклинали, за то, что своими советами он изгонял их из этого приятного для них места. Страшно угрожая, они все клялись, что не отступят от него, пока не совершат над ним отмщение. А поскольку не могли повредить его тело или имение, поклялись, что отнимут у него доброе имя. Хотели приписать ему дискредитирующие его поступки, угрожали, что даже если он будет остерегаться подавать к этому поводы, то и так, лживыми уловками, они своего добьются. Благочестивая особа не на шутку испугалась и просила Пресвятую Матерь, чтоб пришла на помощь в угрожающей Слуге опасности. Всемилостивая Матерь ответила ей: «Без позволения моего всемилостивого Дитя они ничего не могут с ним сделать, а то, что ему грозит, является чем-то наикрасивейшим и наилучшим, что может с ним произойти. Поэтому скажи ему, чтоб не унывал».

Когда она рассказала все это Слуге, он испугался враждебных сборищ злых духов и – как всегда это делал, когда находился в притеснении, пошел наверх, где находилась часовня святых ангелов и по своему обычаю, в честь девяти ангельских хоров, обошел часовню девять раз, молясь и горячо их упрашивая, чтоб они поддержали его в борьбе с врагами. На следующий день ранним утром у него было духовное видение, в которым он оказался в какой-то красивой окрестности. Он увидел вокруг себя многочисленное войско ангельских юношей, готовых ему помочь. Они утешали его такими словами: «Бог с тобою и никогда тебя не оставит в испытаниях. Поэтому и далее веди мирские сердца к Божественной любви»!

Это видение укрепило его, и с тех пор он с еще большей ревностью обращал к Богу необузданные или сломленные сердца. Добрым словом он обрел одного упорного человека, который не исповедовался восемнадцать лет. Бог даровал этому грешнику доверие ему, и он исповедался с таким большим сокрушением, что оба они расплакались. Тот человек вскоре после этого умер, до конца являясь примером благочестия.

Однажды Слуга склонил также двенадцать публичных грешниц к тому, чтоб оставили недостойную жизнь. Сколько он натерпелся из-за них, этого нельзя рассказать. До конца выдержали только две из них. Там и тут, по всей стране можно было в то время встретить женщин, живущих за клаузурой или вне ее, которые поддаваясь слабости, впадали в публичные грехи. Бедные существа, удерживаемые стыдом, не имели смелости открыть перед кем-либо свое израненное сердце и от страха и боли впадали в искушение совершить самоубийство. Когда они узнавали, что сердце Слуги исполнено милосердия для всех страждущих, отваживались придти к нему – каждая в час наисильнейшей боли, чтобы исповедать тревоги и страдания, которые их угнетали. Когда он видел эти бедные, израненные болью сердца, плакал вместе с ними и с большой милостью утешал их. Он помогал им, не боясь запятнать свое доброе имя, чтобы только спасти их души и помочь вернуть добрую славу. Он не обращал внимания на то, что злые языки, как только могли, использовали эти его старания.

Среди прочих, пришла к нему некая особа из порядочного дома и на исповеди сказала ему, что когда она горько сожалела о своем падении, явилась ей Пресвятая Матерь и так сказала: «Ступай к моему капеллану, он поможет тебе». На это женщина ответила: «К сожалению, Госпожа, я не знаю его». Матерь милосердия ответила: «Загляни тут под мой плащ, я держу его под своей опекой; присмотрись хорошо к его лицу, чтоб смогла его распознать. Он – избавитель от бед и утешитель страждущих. Он наверняка тебе поможет». Особа эта нашла его в чужой стране, и узнав его лицо, известное ей из того видения, рассказала ему, что с нею приключилось и просила его помочь снова обрести благодать. Он принял ее с огромной милостью и всеми силами помогал, отвечая на совет Матери милосердия.

* Для того чтоб облегчать взаимную помощь в выполняемых работах, уже в ранних веках женские монастыри часто строили рядом с мужскими. Каноническое право запрещало строить их друг возле друга, а уж тем более жить под одной крышей. Не смотря на это, еще в позднем средневековье встречались такие случаи и, как свидетельствует приведенный пример, приводило это к некоторым злоупотреблениям.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий