Совершенное сокрушение

2/02/2015, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о совершенстве, IV.

Я указал тебе, сладчайшая дочерь, что прегрешения смываются в этом ограниченном времени не страданием, которое переносим просто ради наказания. Говорю, что смываются они страданием, которое переносим с жаждою, любовью и сокрушением сердца, не ради весомости страдания, но ради весомости жажды души. Святая жажда, как каждая добродетель, имеет ценность и жизнь в себе самой через Христа Распятого, Единородного Сына моего, если душа зачерпнула из Него любовь и верно идет по Его следам. Отсюда, а не откуда бы то ни было, страдания черпают свою ценность и воздают за прегрешения через сладостную и соединяющую любовь, добытую в сладостном познании моей благости и через горечь и сокрушение сердца, которое истекает из познания самого себя и своих прегрешений. Это познание порождает ненависть и отвращение к греху и своей чувствительности, благодаря чему душа признает себя достойной наказания и недостойной награды. Вот видишь (сказала сладостная Истина), что сокрушение сердца соединенное с любовью истинного терпения и с истинным смирением, делает так, что душа считает себя достойной наказания и недостойной награды, и посредством смирения приводит ее к терпению и воздаянию, как было сказано.

Ты требуешь от Меня страданий, чтобы воздать за оскорбления, которые были Мне нанесены моими твореньями и просишь, чтобы ты захотела познать и полюбить Меня, того кто является всевышней Истиной. Если хочешь придти к совершенному познанию и наслаждению Мною, вечной Жизнью, вот путь: Никогда не выходи из познавания себя и пребывай униженной в долине смирения; познаешь Меня в себе; и из этого познания извлечешь то, что тебе нужно и что для тебя необходимо.

Ни одна добродетель не может иметь в себе жизнь без любви, а смирение – няня и кормилица любви. В познании себя унизишь себя, видя себя через свое небытие, и распознаешь, что существование свое ты имеешь от Меня, который полюбил вас, еще, перед тем как вы появились. Из этой несказанной любви, которую к вам питаю, желая возродить вас для благодати, Я омыл и возродил вас в крови Единородного Сына моего, пролитой с таким великим огнем любви.

Эта кровь учит истины того, кто снял с себя облако себялюбия для лучшего познания себя; другим способом не смог бы ее познать. Душа разжигается в этом познании Меня несказанной любовью. Любовь та удерживает ее в постоянном мучении; не в том мучении, которое гнетет, которое разбивает и сушит душу, но которое скорее ее питает. Поскольку она познала мою истину и свою собственную вину, неблагодарность и слепоту ближнего, чувствует невыносимую муку; страдает потому, что любит Меня; если бы Меня не любила, не страдала бы.

Если ты и другие мои слуги познаете, таким образом, мою истину, выпадет на вашу долю до самой смерти испытывать множество невзгод, поношений и оскорблений словом и действием, ради славы и хвалы моего имени; поэтому ты будешь переносить и страдать много.

Поэтому страдаете, ты и другие мои слуги, с истинным терпением, с горьким чувством вины и с любовью добродетели, ради славы и хвалы имени моего. Если так вы будите поступать, Я прощу прегрешения твои и других моих слуг; страдания, которые будите переносить силою вашей любви, будут достаточными, чтобы уделить вам и другим моим слугам прощение и награду. Вы получите плод жизни, смыв пятна вашего невежества и Я не буду помнить, что вы когда-либо меня оскорбили. Другим прощу ради истинной вашей любви и дам им мои дары, согласно готовности их принять.

Особенно тем, кто готовится со смирением и уважением к принятию учения моих слуг, отпущу прегрешения и наказание. Ибо посредством этого они придут к истинному познанию и к сокрушению за свои грехи. Так при помощи молитвы и жажды слуг моих они получат, если будут смиренны, плод благодати, в меньшей или большей мере, согласно готовности их воли использовать данную им благодать.

Я скажу, что посредством вашей жажды они получат прощение и дар, разве что будут настолько упертыми, что будут хотеть, чтоб я отверг их ради их отчаяния, потому что пренебрегают кровью, которой с такой сладостью они были искуплены.

Какой плод получат они? Тот плод, что Я их ожидаю, принужденный молитвами моих слуг, что Я даю им свет, что бужу в них пса совести, что даю им дышать благоуханием добродетели и радоваться общением с моими слугами. Иногда Я позволяю, чтобы мир показал им, чем он является, возбуждая в них различные и переменные страсти; чтоб они познали непостоянство мира и вознесли свои желания к исканию отчизны в вечной жизни. Такими путями и тысячами других я их веду. Око неспособно увидеть, а язык произнести, и сердце подумать как много дорог и способов, которые Я использую только ради любви, чтобы привести их к благодати, чтобы исполнилась в них моя истина.

Делать это принуждает меня моя бесценная любовь, благодаря которой Я их сотворил, а также молитвы, желания и страдания моих слуг. Я не пренебрегаю их слезами, потом и покорной молитвой, но охотно их принимаю, ибо я – Тот, кто приказывает им любить и скорбеть над потерей душ. Обычно они не получают отпущение наказания, а только вины, поскольку в основном они не готовы со своей стороны ответить совершенной любовью на любовь мою и моих слуг. И также не отвечают на боль моих слуг горечью и совершенным сожалением, а несовершенной любовью и сокрушением; поэтому не получают отпущение наказания, как другие, а только отпущение вины; ибо это требует взаимной готовности с той и с другой стороны, то есть того, кто уделяет и того, кто принимает. Поскольку они не совершенны, несовершенным образом принимают совершенство желаний тех, кто в страдании своем жертвует Мне свои молитвы за них.

Почему же я сказал тебе, что они получают воздаяние? Это правда, что таким способом, о котором Я уже говорил, и посредством того что выше перечислил, такой как свет совести и другие, произошло воздаяние за прегрешения; ибо начиная познавать они выплевывают гниль своих грехов и так получают дар благодати.

Это те, кто пребывает в обычной любви. Если ради исправления они приняли невзгоды, которые испытали, и не препятствовали милости Святого Духа, получают жизнь благодати, отрекаясь от прегрешений.

Но если, будучи невеждами, они не признают Меня и становятся неблагодарными Мне и трудам моих слуг, дары моего милосердия обращаются против них в разрушение и осуждение, что следует приписать не отсутствию милосердия, и не тому, кто просил о милосердие для неблагодарного, но только злости и черствости того, кто рукою свободной воли покрыл сердце алмазным камнем; если не трогает его кровь, уже ничто его не тронет*.

И еще тебе скажу, что, не смотря на свою черствость, может он, пока есть время, использовать свободную волю, попросив о кровь Сына моего; тою самою рукою пусть ее приложит к черствости своего сердца, чтобы сокрушить его, и получит плод крови, которою он был выкуплен для Него. Но если опоздает, и время пройдет, не будет для него никакой помощи, ибо он не принял сокровище, которое Я ему доверил, одаривая его памятью, чтоб хранил благодеяния мои, разумом, чтобы узрел и познал истину, и волей, чтобы любил Меня, вековечную Истину.

Это тот дар, который Я вам дал и который должен вернуться ко Мне, Отцу. Кто его продал и растратил для дьявола, тому дьявол дает взаймы приобретения этой жизни. Поэтому его память наполняется утехами и нечестивыми воспоминаниями, гордыней, алчностью, себялюбием, ненавистью и отвращением от ближнего, так что таковой становится гонителем слуг моих. Среди этих несчастий неумеренная воля затемняет разум и человек получает зловонное вечное наказание, бесконечное мучение; ибо не стер прегрешений своих сожалением и отвращением греха.

Видишь таким образом, что страдания стирают прегрешения посредством совершенного сокрушения сердца, а не посредством самого только страдания, которое временно. Оно не только стирает вину, но и наказание, которое является следствием вины, у тех, у кого сокрушение совершенно; в то же время, как Я тебе сказал, стирает вину у всех, кто свободен от смертного греха получает благодать; но если они не имеют достаточного сокрушения и любви для воздаяния – идут на муки в чистилище, где заканчивается их очищение.

Теперь ты видишь, что жажда души соединенное со Мною – бесконечным Благом, воздает более или менее, в зависимости от меры совершенства любви того, кто жертвует свою молитву и жажду, и согласно с мерою того, кто принимает. Мерою, которую кто-либо дает Мне, такою самою вымеряю ему и Я, по моей благости (ср. Лк 6,38). Пусть же возрастает огонь твоей жажды, и не допусти, чтоб прошла та минута, когда б ты взывала ко Мне голосом покорным, в постоянной молитве о ближнем. Это говорю тебе и отцу души твоей**, которого Я дал тебе на земле, чтобы вы мужественно переносили страдания и были мертвы для всяческой своей чувственности.

* В средневековье считали, что можно сокрушить алмаз, который отпорен на огонь и железо, при помощи свежей и теплой крови козы. Так говорил, ссылаясь на Плиния, Винсент из Бове в своем Speculum Naturale (VIII, 39). Екатерина могла знать это общепринятое убеждение о свойствах козьей крови. Сама же она использовала его относительно сердца человека, связывая его с кровью козлят в Ветхом Завете, которую заменила кровь Христа (см. Евр 9,13-14).

** Бл. Раймонд Капуанский.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий