Из книги блаженного Генриха Сузо «Жизнь» (Vita), I. Глава 21.
Более все других, особенно докучали ему три внутренних страдания. Первое заключалось в необоснованных сомнениях в вере. Приходили в его голову, например такие мысли: Как Бог мог стать человеком? Чем больше их было, тем большее вызывали в нем смятение. В таких искушениях Бог оставлял его на протяжении около девяти лет, наблюдая как с разбитым сердцем и громкими рыданиями, он взывал о помощи Его и всех святых. Пока, наконец, когда Бог решил, что наступило время, полностью освободил его от таких сомнений, и более того – даровал ему постоянство и просвещение в вере.
Другой страдание было вызвано необоснованной подавленностью. Было ему постоянно так тяжко на сердце, как будто бы на него свалилась какая-то гора. Частично причиной этого было то, что его неожиданное обращение было таким полным, что его живая натура с трудом это переносила. Это страдание продолжалось около восьми лет.
Третье внутреннее страдание исходило из убеждения, что его душа никогда не обретет спасение и будет проклята навеки, и хоть бы он поступал наилучшим образом и подвергал себя самым суровым умерщвлениям, ничем ему это не поможет; не окажется в числе спасенных и наперед должен считать все потерянным. Эта мысль не давала ему покоя ни днем, ни ночью. Когда он должен был идти в хор или сделать что-то доброе, возвращалось к нему это искушение, и он говорил самому себе с сожалением: «Чем же поможет тебе служение Богу? Тебе суждено быть проклятым, никогда не спасешься. Брось все сразу, ибо, что бы ты ни сделал, будешь осужден». Тогда он думал: «Ах, какой я несчастный, куда же мне обратиться? Если уйду из ордена, моим уделом будет преисподняя, а если в нем останусь, тоже не спасусь. Ах, Господи Боже, есть ли кто более несчастный, чем я»? Иногда он останавливался, погруженный в себя, часто глубоко вздыхал и заливался слезами, бил себя в грудь и говорил: «Ах, Боже, разве нет для меня спасения? Как же это печально! Разве страдания назначены мне и тут и там? Горе мне, что вышел я из лона матери моей»!
Источником этого искушения был необоснованный страх. Сказано было ему, что его приняли в орден только благодаря пожертвованию какого-то временного добра – а именно в этом заключается грех симонии: покупка какого-либо духовного блага в обмен на временное*. Эта мысль мучила его сердце, пока он не был освобожден от этого страдания. Его мучение продолжалось около девяти лет, и все это время он считал себя проклятым. Наконец он отправился к благочестивому Мастеру Экхарту и открыл ему свои сомнения. С его помощью он вырвался из мук страха и освободился из ада, в котором он так долго пребывал.
* Как уже выше упоминалось, Сузо вступил в орден в возрасте 13 лет, то есть на два года ранее, чем это дозволяло церковное право. При этом его родители правдоподобно пожертвовали монастырю, который существовал на пожертвования, некий значительный дар. Именно это стало причиной мучительных для Сузо опасений, от которых он освободился только под влиянием Экхарта.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
комментарии: о. Веслав Шимона ОР
Отправить комментарий