(История доминиканцев в Крыму, часть 3)
В настоящее время братья из Ордена Проповедников несут своё служение в католическом приходе города Ялта, продолжая тем самым славные традиции своих предшественников.
Католический храм в Ялте
История ялтинского римско-католического прихода весьма примечательна. Первым католическим священником Ялтинского уезда был отец Николай Суходольский. В конце 80-х годов XIX в. ялтинская римско-католическая община насчитывала около 500 человек, которые собирались на молитву в маленьком домике. Приход был многонациональным и состоял из поляков, чехов, немцев, литовцев, французов и итальянцев.
В 1888 г. община обратилась в Министерство Внутренних Дел России с просьбой разрешить в городе строительство часовни для католиков латинского обряда. В прошении было сказано, что эту часовню решено построить и назвать в честь Святого Александра, чтобы тем самым увековечить память о чудесном избавлении от опасности российского императора и его семьи 17 октября 1888 г. на станции Борки. Однако местные власти не спешили с рассмотрением этого вопроса. Разрешение на строительство было получено лишь через десять лет — в 1898 г. Известный зодчий, впоследствии академик архитектуры, автор проекта ливадийского императорского дворца, Николай Петрович Краснов совместно с архитектором Коморницким вместо часовни спроектировал оригинальное здание храма. Строительство велось с большим трудом из-за нехватки денежных средств. Наконец, 15 апреля 1906 г., в праздник Пасхи, храм, в котором так и не сумели достроить шпиль с колокольней, был освящён Саратовским Епископом Кесслером.
После землетрясения 1927 г. ялтинский католический храм был закрыт под предлогом аварийного состояния. В начале 30-х гг. в храме устроили спортивный зал и тир, а с 1945 г. — краеведческий музей. В 1989 г. по проекту архитектора А. Граужиса в здании храма была проведена реставрация, открыт органный зал и установлен орган.
В возрождении ялтинского католического прихода доминиканцы сыграли важнейшую роль.
В августе 1991 г. из Польши в Ялту по приглашению Анны Павловны Польщиковой приехала сестра-доминиканка Ружа Кшижина. Целью приезда сестры Ружи в Ялту было найти и объединить католиков города.
18 сентября 1991 г. Анна Павловна в газете «Курортный Крым» разместила объявление такого содержания: «Сестра Ружа – монахиня из предместья Варшавы Зеленки – просит всех католиков, проживающих в Большой Ялте, откликнуться для создания общины людей католического вероисповедования …(далее следовал адрес – Ю.К.).» Католики откликнулись на это объявление, и уже 6 октября 1991 г. во дворе католического храма состоялось первое собрание, в котором участвовало 12 человек, положившее начало возрождению католической общины Ялты.
20 октября 1991 г. в храме состоялось первая, после более чем шестидесятилетнего перерыва, Святая Месса, которую совершил отец Зигмунд Козар – доминиканец из Фастова. Вторая Месса с отцом Зигмундом Козаром состоялось 17 ноября 1991 г. На Мессе присутствовало уже 42 человека.
После отца Зигмунда Козара в Ялте служил отец Андрей Косьяненко, который вместе с Анной Павловной Польщиковой добился регистрации ялтинского римско-католического прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
10 марта 1992 г. епископ Каменец-Подольский назначил отца-доминиканца Романа Дердзяка настоятелем католического прихода в Ялте. Его представил прихожанам отец Александр Хауке-Лиговский, бывший в то время Викарием Доминиканского Ордена в Украине и России. По приезду отца Романа в Ялту Мессы стали совершаться ежедневно. По воскресеньям – в храме, а в будние дни – в квартире семьи Гримак, где проживал настоятель.
Через несколько месяцев в Ялту из Польши приехал ещё один доминиканец – отец Ришард Босаковский, который помогал отцу Роману в его пастырском служении. Перед ними стояла задача не только оказывать пастырское окормление прихожанам Ялты, но найти и объединить католиков также и в других районах Крыма. Отцы-доминиканцы совершали многочисленные поездки в Симферополь, Севастополь, Керчь, Евпаторию, Джанкой и другие крымские города и сёла. Действуя таким образом, они помогли католикам Крыма встретиться друг с другом и положить начало римско-католическим приходам в Симферополе, Керчи, Джанкое, Евпатории, Севастополе и Кольчугино.
о. Роман Дердзяк в Херсонесе (начало 1990-х)
В начале 90-х гг. ялтинский католический храм оставался единственным местом в Крыму, где регулярно совершались Мессы. Но здание храма по-прежнему оставалось органным залом. Поэтому католическая община под руководством отца Романа прилагала немало усилий для возвращения храма верующим.
Наконец, 25 февраля 1993 г. здание храма было возвраще¬но римско-католическому приходу Ялты, а 28 марта 1993 г. епископ Каменец-Подольской епархии Ян Ольшанский вновь освятил храм.
С мая 1993 г. в Ялте работали сёстры-доминиканки из Конгрегации Святого Сикста, которые занимались катехизацией молодёжи и помогали священникам.
Католическая община и отец Роман много времени и сил отдали храму, чтобы привести его в надлежащий вид. Настоятель собственноручно выполнял ремонтные работы: штукатурку, покраску, укладку плитки и т. д. Была отремонтирована прохудившаяся крыша, концертные скамьи заменены церковными лавками, создан великолепный заалтарный образ с изображениями Пресвятой Богородицы, Святого Доминика и Святой Екатерины Сиенской.
Интерьер ялтинского храма
В то же время двор храма украсил прекрасный сад с экзотическими растениями, символизирующий «райский сад». Усилиями священников и прихожан создавались христианские радиопередачи, которые транслировались по местному радио.
В 1995 г. отец Ришард Босаковский покинул Ялту. На смену ему приехал отец Владислав Зомбковский, также доминиканец – как и все последующие католические священники в Ялте. Отец Владислав Зомбковский был настоятелем прихода с 1998 по 1999 гг., а викарием – отец Доминик Симон. Одной из важных инициатив отца Владислава стала организация так называемой Группы Милосердия – группы прихожан, которые в течение 4-х лет ежедневно готовили обеды для больных Ливадийской больницы, обслуживая в день до 30-ти человек.
С 1999 по 2005 гг. настоятелем прихода был отец Андрей Белят.
о. Андрей Белят и о. Доминик Симон (Пасха 2001 г.)
Ему помогали отец Юрий Дорогин и отец Доминик Симон. Отец Андрей основал редакцию радиопрограмм из членов ялтинской общины в количестве 5 человек, а сам выполнял работу главного редактора. Он же сумел добиться того, что 15-ти минутные радиопередачи под названием "Veritas" еженедельно выходили в эфир по всему Крыму. В подвальном помещении храма отец Андрей оборудовал две комнаты для паломников и лекторий.
В 2005 г. настоятелем прихода назначен отец Юрий Дорогин, который служил в Ялте до 2008 г.
о. Юрий Дорогин и о. Петр Балог перед началом паломничества к скале Ставри-Кая
В приходе в то время также работали отец Пётр Октаба и отец Александр Хауке-Лиговский. Будучи настоятелем прихода, отец Юрий установил с восточной стороны двора храма фигуру Пресвятой Богородицы, у подножия которой бьёт фонтан. В правом нефе храма помещена фигура Святого Антония, а в левом – Святого Иосифа Обручника Девы Марии и образ Святой Терезы Младенца Иисуса с её мощами. Под руководством отца Юрия был также проведён капитальный ремонт храма.
С 2008 г. по конец 2012 г. настоятелем был отец Павел Куницкий, а викарным священником – отец Дмитрий Андрийчин.
о. Павел Куницкий и о. Дмитрий Андрийчин 2010 г.
Отец Павел отремонтировал помещение приходской библиотеки, оборудовав в ней лекционный зал для приходских встреч и занятий.
В ялтинском приходе также несли служение отец Николай Лучок, отец Андрей Каминский и отец Януш-Мария Анджеевский.
О. Андрей Каминский, месса в древнем храме на Теле-Кермен
Первым доминиканцем из числа жителей Ялты стал брат Павел Гримак.
В настоящее время настоятель прихода – отец Мариуш Возняк.
о. Мариуш Возняк
Приход насчитывает более 200 человек разных национальностей, проживающих в Ялте и её окрестностях. Ялтинский храм, который является самым большим и красивым католическим храмом Крыма, посещают не только жители Ялты, но и приезжие из других городов России и Украины, из ближнего и дальнего зарубежья.
Итак, история Ордена Проповедников в Крыму насчитывает более семи веков. В течение этого времени доминиканцы здесь обратили и спасли немало душ, число которых, впрочем, ведомо только Богу. Продолжая дело Святого Доминика, они переживали периоды взлётов и падений, сталкивались с трудностями и имели успех, в любых обстоятельствах сохраняя верность Истине и служению Богу и людям.
Юлия Карлова OPs
Автор благодарит отца Мариуша Возняка и Лобовь Гримак за помощь в предоставлении материалов о возрождении католического прихода Ялты.
Отправить комментарий