Из книги блаженного Генриха Сузо «Жизнь» (Vita), I. Глава 23.
Однажды, когда он приближался к какому-то городку, увидел небольшую часовенку, а в ней, как это обычно там и тут встречается, деревянную фигурку – распятие. Местные жители были уверены, что происходят там многочисленные чудеса, поэтому приносили много восковых фигур и свечей и устанавливали их во славу Божью. Слуга приблизился к распятию и стал на колени. После недолгой молитвы встал и вместе со спутником* пошел к гостинице. Стоящего на коленях молящегося заметила какая-то девочка, семилетний ребенок. Позднее, когда наступила ночь, в часовню явились воры, выломали двери и украли весь находящийся там воск. На следующий день весть об этом разошлась по городу и дошла также до жителя, опеке которого было доверено распятие. Он начал расспрашивать людей, желая узнать, кто совершил это преступление. Тогда упомянутое выше дитя сказало, что знает, кто это сделал. Когда его склоняли к тому, чтоб все рассказать и указать на преступника, сказало: «Не может это быть ни кто иной, как только этот брат – и указала на Слугу – ибо я видела его вчера поздно вечером, как он стоял на коленях перед распятием, а потом пошел в город». Горожанин – страж часовни поверил рассказу ребенка и повторял его всем подряд, так что брошенная на брата клевета разошлась по городу, и всюду обвиняли его в совершении этого постыдного деяния. Говорили о нем плохо и думали над тем, как покарать настолько плохого человека и уничтожить его. Когда он об этом услышал, не смотря на то, что чувствовал себя невиновным, сильно испугался и сердечно вздохнув, воззвал к Богу: «Ах, Господи, если я должен пострадать, ниспошли мне обычное страдание, не разрушающее мое доброе имя, и я буду переносить его с радостью. Но Ты поразил меня в самое сердце, ибо благодаря такой клевете, Ты лишил меня доброго имени». Он оставался в том городке до тех пор, пока люди не перестали интересоваться этим происшествием.
В другом городе вокруг него поднялся такой большой шум, что аж гудело от слухов, не только в том селении, но и во всей околице. В том городе находился монастырь, в котором находилось вырезанное в камне распятие, величиною, как говорили, самого Христа. И вот однажды в Великом Посту кто-то заметил не нем, под раною на боку, свежую кровь**. Слуга прибежал вместе с другими, чтоб увидеть это чудо. Увидев кровь, он наклонился и прикоснулся к ней пальцем – что было замечено стоящими вокруг. Приходило много людей из города; его вынудили, чтоб он признал перед всем, что он увидел и к чему прикоснулся. Он согласился, с оговоркой, однако, что он не будет говорить на тему происхождения этого явления; пусть другие решают, произошло ли оно от Бога, или от людей.
Весть об этом явлении разошлась довольно широко по всему краю, и каждый добавлял что хотел. Рассказывали, например, что брат уколол свой палец и помазал распятие кровью, чтобы людям казалось, что она сама из него истекла. Таким способом он будто бы хотел вызвать стечение людей и вытягивать пожертвования. Такого рода злонамеренные обвинения пускали в оборот также в других городах того края. Когда о его огромном обмане узнали жители города, в котором он актуально пребывал, он был вынужден оставить его ночью. Те устроили погоню, и если бы он не скрылся, наверняка расстался бы с жизнью. За то, чтоб его доставили живым или мертвым назначили даже значительную сумму.
Таких и тому подобных слухов кружило о нем множество. Всюду куда они доходили, их принимали за правду, а его имя поносили и проклинали. Многие судили о нем наихудшим образом. Были также рассудительные, которые считали Слугу невиновным и не укрывались со своим мнением, но на них нападали так отчаянно, что они были вынуждены молчать и оставлять его собственной участи.
Некая благородная жительница того же города, которая знала обо всем, что Слуга несправедливо претерпел, смилосердилась над его муками, пришла к нему и посоветовала, чтобы для других городов он постарался составить письмо с печатью, подтверждающее его невиновность, поскольку в этом городе многие хорошо знали, что он невиновен. На это он ответил: «Если бы это было единственным страданием, которое по воле Божьей я должен переносить, я бы охотно постарался бы о таком письме, но ведь каждый день я должен переносить так много, не остается мне ничего иного, как вверить себя Богу и ни в чем не противиться».
Однажды он отправился в путь на капитул в Нидерландах***. Там он должен был испытать множество страданий, ибо два выдающихся лица выступили против него и делали все что могли, чтобы усложнить ему жизнь. Его поставили перед трибуналом, а когда он стал с дрожащим сердцем, выдвинули против него множество обвинений. Обвиняли его, между прочим, в том, что он пишет книги, содержащие ложное учение**** и таким образом весь край заражает еретической мерзостью. Отнеслись к нему в этом деле весьма сурово, вынесли выговор и – не смотря на его известную Богу и миру невинность – пригрозили очень неприятными последствиями.
Бог не остановился на этих тяжких испытаниях и добавил их намного больше. Во время обратного пути ниспослал ему хвори с высокой горячкой. Кроме прочего, в области сердца вырос у него внутри беспокоящий его нарыв. Внутренние болезни вместе с внешними страданиями стали причиной того, что он был близок смерти и все были уверенны, что он этого не перенесет. Его спутник часто взирал на него, испуганный, что вот-вот он проститься с этим миром.
Когда изможденный он лежал на одре в каком-то чужом монастыре, а страшная хворь не позволяла ему заснуть ночью, он начал сводить счеты с Богом и так говорил: «Ах, Боже справедливый, почему же горечью страданий Ты поразил мою слабую природу? Почему стыдом и позором Ты наполнил мое сердце? Вот горькая мука окружает меня со всех сторон, изнутри и снаружи! Когда же Ты, наконец, остановишься, благой Отче? Или Ты думаешь, что этого еще не достаточно»! В духе он начал размышлять над смертельной тревогой, которую испытал Христос на Елеонской Горе. Во время этого раздумья он сполз с ложа на стоящий рядом табурет и остался на нем, поскольку нарыв не позволял ему лежать. Когда он так сидел истощенный, в видении узрел огромное воинство небожителей, которые пришли в его комнату, что бы его утешить. Они запели небесную мелодию. Она так сладостно зазвучала в его ушах, что вся его природа изменилась. Когда они радостно пели, а больной Слуга сидел погруженный в печали, подошел к нему один юноша и благостно произнес: «Почему молчишь? Почему не поешь вместе с нами? Ведь ты хорошо знаешь эту небесную песнь»! Из глубины переполненного печалью сердца Слуга ответил: «Ах, разве ты не видишь, как я страдаю? Разве умирающий может веселиться? Разве мне петь? Теперь я пою жалобные плачи. А если когда-либо и напевал радостные, пришел тому конец, ибо ныне я ожидаю час моей смерти». На это юноша весело ответил: «Viriliter agite!***** Держись, будь радостным, ничего плохого с тобою не станется! Еще при жизни будешь напевать песнь, которая прославит Бога в вечности и утешит многих страждущих». Когда он это говорил, очи Слуги наполнились слезами, и он зарыдал, и в этот самый момент вдруг лопнул и исчез его внутренний нарыв, и он сразу же выздоровел.
Когда после всего этого он вернулся домой, пришел к нему некий благочестивый друг Бога и такими словами обратился к нему: «Дорогой отче, не смотря на то, что во время своего путешествия ты был от меня отдален более чем на сто миль, твои страдания были для меня очень близки – как это произошло? Однажды я увидел очами души Божественного Судью восседающего на троне. По его попущению были посланы два злых духа; они то, при посредничестве тех двух злых людей, мучили тебя и причиняли страдания. Тогда я воззвал к Богу: «Ах, Боже милостивый, как можно допустить, чтобы Твой друг переносил такие огромные, горькие страдания?» В ответ Бог сказал: «Я выбрал его для того, чтобы через страдания он уподобился моему единородному Сыну. Тем не менее, моя справедливость требует, чтобы причиненная ему огромная боль была отомщена преждевременной смертью тех двоих мучителей». Так вскоре и стало, и весть об этом разошлась широко.
* Устав запрещал выходить из монастыря в одиночку, поэтому также Сузо совершал свои апостольские путешествия вместе с назначенным настоятелем братом.
** Рассказы о таких «чудесах крови» появлялись в средневековье довольно часто. Если им даже и соответствовало реальное событие, то не могла ведь идти речь о настоящей Крови Христовой, а только о видимом символе, данном Богом для возбуждения веры.
*** Из-за краткости этой информации, историкам не удалось установить дату этого капитула, а также его ранг; речь может идти как о провинциальном, так и генеральном капитуле, которые в 1327-1336 годах происходили в разных городах Нидерландов.
**** В те времена «охоты на ведьм» поводом для такого обвинения могли послужить некоторые, тенденциозно интерпретируемые фрагменты Книги Истины.
***** Пс 31,24: «Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше»!
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
комментарии: о. Веслав Шимона ОР
Отправить комментарий