Из книги блаженного Генриха Сузо «Жизнь» (Vita), I. Глава 15.
В молодости он отличался весьма живым характером. Когда он это осознал и заметил, что сам для себя был большой тяжестью, сделалось ему горько и тяжко на сердце. Он хватался за всяческие продуманные способы и выдумывал тяжкие покаянные практики, чтоб покорить тело духу. Власяницу и железную цепь носил так долго, что начала по нему стекать кровь; тогда был вынужден отказаться от них. В тайне попросил сделать для себя специальное нижнее белье с ремешками, к которым были прикреплены 150 латунных крючков, остриями обращенных к телу. Оно туго стягивалось спереди, из-за чего острые крюки легче вонзались в кожу; эти ремешки находились на уровне пояса. Одевал он это белье на ночь, чтоб спать в нем.
Летом, когда было горячо, и он чувствовал себя уставшим и ослабевшим от ходьбы, или когда он возвращался с кровопускания* и потом лежал без сил, кусаемый насекомыми, тогда иногда плакал, сжимался в себе и корчился от боли, как червяк, насаженный на шпильку. Насекомые мучили его до такой степени, что часто ему казалось, будто он лежит в муравейнике. Ибо когда ему очень хотелось подремать или он уже засыпал, насекомые лазили по нему, впивались в него и кусали наперегонки. Из измученного сердца он иногда взывал к Господу: «Ах, добрый Боже, это настоящая агония! Когда на кого-либо нападают разбойники или дикий зверь, он быстро умирает от них, я же лежу под этими противными червями, умираю, а умереть не могу». Не смотря на это, он не защищал себя от них, даже в самые долгие зимние ночи и самые жаркие летом.
Но чтобы в этих муках иметь еще меньше отдыха, он придумал еще кое-что. Вокруг шеи завязывал ремень, к которому были искусно прикреплены две кожаные петли. Он вкладывал в них обе руки, а потом обездвиживал их при помощи двух замков, ключи же откладывал на доску возле ложа и освобождался только когда вставал на утреннюю. В этих путах его вытянутые руки так близко прилегали к шее, а путы были укреплены таким способом, что сам он не смог бы справиться с ними, даже если бы в келье возник пожар. Он так долго практиковал это упражнение, что от постоянного напряжения мышц у него начали дрожать ладони и полностью руки.
Попросил он также сделать для себя паку кожаных рукавиц, какие обычно носят рабочие для защиты от терний, а жестянщика попросил укрепить на них со всех сторон острые латунные шипы и надевал их на ночь. Если бы во время сна захотелось бы ему снять власяницу, или каким-либо образом защитить себя от кусающих насекомых, тогда шипы вонзались в его тело. Именно для этого он попросил сделать для себя такие рукавицы. Когда он хотел облегчить свое положение при помощи рук, во сне касался груди острыми шипами и расцарапывал кожу. После этого оставались такие страшные раны, как будто бы острыми когтями разрывал ее медведь. Его тело от этого гноилось на руках и в области сердца, а когда спустя пару недель все зажило, в следующий раз он еще сильнее калечил себя и новыми покрывал ранами.
Эти суровые умерщвления он практиковал на протяжении шестнадцати лет. Когда в результате этого он перенапряг и изранил жилы и все тело, в Пятидесятницу явился ему в видении небесный посланец и объявил, что продолжение этого не будет по воле Божьей. Тогда он прекратил и выбросил в реку все инструменты умерщвления.
* В средневековье монастырские правила обязывали монахов практиковать эту болезненную процедуру 4-6 раз в год. Такая практика существовала также и в миру. Считалось, что кровопускание улучшает кровообращение.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
комментарии: о. Веслав Шимона ОР
Отправить комментарий