Католические корни Хэллоуина

10/30/2014, 4 Comments

Все мы слышали такие обвинения: Хэллоуин – это языческий ритуал, происходящий от каких-то дохристианских празднеств отмечаемых друидами, которые Церковь не смогла искоренить. Даже сегодня современные язычники и ведьмы празднуют этот древний обычай. Если ты позволишь своим детям переодеться на Хэллоуин, то позволишь им поклоняться сатане и языческим идолам.

Ничто не могло бы быть далее от истины. На самом деле корни Хэллоуина очень даже христианские и скорее американские. Хэллоуин выпадает 31 октября благодаря папе, а традиции с ним связанные – результат средневекового католического благочестия.

Это правда, что древние кельты в Ирландии и Британии 31 октября отмечали незначительный праздник, как они это делали в последний день любого другого месяца года. Хэллоуин выпадает однако на последний день октября из-за торжества Всех Святых, то есть „All Hallows”, которое мы отмечаем 1 ноября. День в честь всех святых в небе отмечали 13 мая, но папа Григорий III († 741) перенес это торжество на 1 ноября, т.е. на день освящения часовни Всех Святых в базилике св. Петра в Риме. Позднее, приблизительно в 840 г., папа Григорий IV установил празднование торжества Всех Святых во всей Церкви. И таким образом этот праздник попал в Ирландию.

Праздник предваряет вигилия “All Hallows Even” или попросту “Hallowe’en”. В те времена Хэллоуин не имел какого-либо особенного значения ни для христиан, ни для давно уже вымерших кельтских язычников.

В 998 г., св. Одилон, аббат Клюни в южной Франции прибавил к празднованию день 2 ноября. Это был день молитв за все души почивших верных. Этот заупокойный праздник также распространился на всю Европу.

Таким вот образом Церковь отмечала уже праздник в честь душ в небе и помнила также о душах в чистилище. А что с теми душами, которые попали в другое место? Кажется, что ирландские католики начали задумываться над тем, что сделать с несчастными душами в преисподней. В конце концов, если души в аду оставлены, когда мы чествуем тех, кто на небесах или в чистилище, они могут быть настолько недовольны, что начнут создавать проблемы. И поэтому вошло в обычай стучать в кастрюли и сковородки именно 31 октября, в вигилию всех святых, чтобы дать знать осужденным, что о них не забыли. Таким способом, по крайней мере, в Ирландии, помнили обо всех верных умерших, хотя духовенство не было довольно празднованием Хэллоуина, и праздник осужденных никогда не был введен в церковный календарь.

Но это все еще не то, как празднуют Хэллоуин в наши дни. Нынешние традиции заключаются в переодевании в костюмы, что совсем не является ирландским обычаем. Этот обычай происходит скорее из Франции XIV-XV века. Европа позднего средневековья страдала из-за частых эпидемий чумы известной как Черная Смерть, которая истребила практически половину населения континента. Поэтому ничего удивительного в том, что в таких обстоятельствах католики начали особенно беспокоиться о жизни после смерти.

В день поминовения служили больше месс и устраивали артистические представления, которые должны были припоминать всем о том, что они смертны. Нам они известны под названием “danse macabre”, то есть танец смерти, который очень часто изображали на стенах кладбищ, а представлял он дьявола, который ведет за собою в могилу вереницу различных людей – пап, королей, дам, рыцарей, монахов, крестьян, прокаженных и т.д.. Иногда также разыгрывали такой танец в день поминовения, переодеваясь в представителей всевозможных положений и сословий.

Но французы переодевались в день поминовения, а не в Хэллоуин, а ирландцы, которые праздновали Хэллоуин, не переодевались. Эти две традиции слились в одну правдоподобно в первых британских колониях в Северной Америке в начале XVIII века, когда ирландские и французские католики начали заключать браки между собой. Ирландская традиция, подчеркивающая преисподнюю придала французским маскарадам еще более ужасный характер.

Но как знает каждый малолетний вурдалак, все дело вовсе не в переодевании, а в том, чтоб получить как можно больше сладостей. Откуда происходит “trick or treat” т.е. «сладости или гадости»? Этот обычай может быть наиболее странным и наиболее американским дополнением, а также невольным вкладом английских католиков.

С начала XVI и до XVIII века католики в Англии не имели никаких прав. Они не могли исполнять никаких государственных функций, они подлегали крупным штрафам, налогам и за многое им грозила тюрьма. Служение мессы каралось смертью, и многие священники погибли как мученики.

Время от времени в английских католиках возгорался дух сопротивления, временами совсем неудачно. Одним из таких актов был заговор, который преследовал цель взорвать протестантского короля Якова и его парламент. Это действие должно было стать началом католического восстания против англиканских гонителей. Плохо продуманный пороховой заговор был предотвращен 5 ноября 1605 года, когда мужчина охранявший порох, беспечный обращенный по имени Гай Фокс, был пойман и посажен в темницу. Заговорщики были приговорены к смерти и заговор не удался.

5 ноября, то есть день Гая Фокса, стал в Англии большим праздником и остается таким по сей день. В прошлом, группы протестантов надевали маски и навещали местных католиков среди ночи, требуя пива и сладостей в честь этого праздника – trick or treat!

Гай Фокс прибыл в американские колонии вместе с первыми английскими поселенцами. Но во времена Американской Революции старый король Яков и Гай Фокс были практически забыты. С другой стороны обычай «сладости или гадости» был довольно забавным, чтоб от него можно было так просто отказаться, поэтому он естественным образом перекочевал на несколько дней раньше, на 31 октября, на день ирландско-французского маскарада. Но в Америке хождение по домам не ограничивалось только католиками.

Это смешение различных иммигрантских традиций, которое нам известно как Хэллоуин в Соединенных Штатах стало неотъемлемой частью местных традиций в начале XIX века. До сих пор оно не принимается в Европе, даже в тех странах, которые были родоначальниками некоторых обычаев этого праздника.

А что же с ведьмами? Что ж, они – одно из последних дополнений. В начале XIX их прибавила индустрия почтовых открыток. Если уж Хэллоуин был таким «демоническим», так почему бы не изобразить на почтовой открытке ведьму? Обычай посылать открытки не принялся (хотя в последнее время снова пережил всплеск популярности), а ведьмы остались.

Также в этот период фольклористы-самозванцы ввели обычай вырезания тыкв и делания из них светильников Джека. Они думали, что Хэллоуин имеет друидские и языческие корни, а светильники, вырезанные из репы (да, из репы, а не из тыквы) были частью древних кельтских празднеств урожая, так этот обычай был адаптирован для нужд американского Хэллоуина.

В следующий раз, когда кто-либо будет утверждать, что Хэллоуин это хитрая попытка заманить твоих тетей в объятья культа сатаны, я советую рассказать этой особе о настоящих корнях “All Hallows Eve” – вигилии всех святых и открыть христианское значение этого праздника, вместе с двумя еще более важными католическими торжествами, которые за ним следуют.

Отец Августин Томпсон ОР, профессор-адъюнкт кафедры религиоведения в Университете Вирджинии. BA, MA, Университета Джонса Хопкинса; BA (Философия), MDiv, Доминиканской Школы философии и теологии; PhD, Университета Калифорнии, Беркли; STM, член Ордена Проповедников.>

Источник

4 Comments

Сергей Ломачевский @ 2 ноября 2015 г., 11:36

Ну так что - можно участвовать в этом или нет?
Так и не увидел ответа.

Oksana Melnyk @ 2 ноября 2015 г., 21:51

говорила-балакала, сіла і заплакала ))). ДЕ чітка позиція Церкви??

домініканці @ 3 ноября 2015 г., 6:32

смотря в чем Вы собираетесь участвовать... вместе с детишками собирать конфеты? ну а вечеринки бывают разные, на все вкусы и не обязательно приуроченные к какому-либо празднику.

домініканці @ 3 ноября 2015 г., 6:35

Чи Церква повинна висловлювати свою позицію відносно кожного свята, яке не є святом релігійним, а скоріше фольклором? Де чітка позиція Церкви що до гулянок на Івана-Купала?

Отправить комментарий