Как он проводил май

9/22/2014, No Comment

Из книги блаженного Генриха Сузо «Жизнь» (Vita), I. Глава 12.

Начинал он празднование обычно в последнюю ночь апреля. Устанавливал духовное майское деревце* и весь месяц, раз в день, довольно долго воздавал ему честь. Среди самых прекрасных, которые когда-либо вырастали, ветвей он не мог найти подобной майскому деревцу прекрасную ветвь святого Креста; ибо она больше всех майских деревьев украшена цветами благодатей, добродетелей и всеми другими драгоценностями. Он делал перед ним шесть вений, и в каждом сопутствующим им размышлениях заключал желание украсить его самыми прекрасными дарами, которые приносит лето. В сердце своем он читал и пел перед ним гимн Salve crux sancta**: «Здравствуй майское, небесное древо Вечной Премудрости, на котором вырос плод вечного счастья!»

А вот его желания:

1. Для вечного твоего украшения, вместо всех красных роз я жертвую Тебе сегодня сердечную любовь.

2. Вместо всех маленьких фиалок – смиренный поклон.

3. Вместо всех нежных лилий – чистые объятия.

4. Вместо всей радужности всяческих разноцветных цветов, которые в этом чудесном месяце майском произвели луга и пастбища, леса и поля, деревья и опушки, вместо тех, которые еще когда-либо вырастут, мое сердце дает Тебе духовный поцелуй.

5. Вместо мелодий всех веселых птиц, которые когда-либо радостно пели на майских ветвях, моя душа жертвует Тебе вечную славу.

6. А вместо всех украшений, какими когда-либо в этом мире украшал себя май, сегодня мое сердце славит Тебя духовным пением и просит Тебя, блаженное майское деревце, чтобы Ты помогло мне так Тебя прославлять в этой преходящей жизни, чтобы я мог наслаждаться Тобою, живой плод, во веки.

Таким вот образом он переживал месяц май.

* Maie (или Maienbaum) – широко распространенный в те времена обычай устанавливание посредине деревни, в начале мая, покрытого свежей зеленью деревца ранее был предвестником приближающегося лета, а также поводом для празднеств с играми и танцами. Как можно прочитать в Horologium Sapientiae, во времена Сузо такие деревца или хотя бы зеленые ветки, парни украшали цветами и устанавливали перед домами избранных девиц. В майском дереве средневековье видело также символ креста – источник новой жизни.

** «Здравствуй Крест святой!» Вековечная Премудрость, которую Сузо превыше всего возлюбил и выбрал своей Невестой, является для него также Словом Воплощенным, которое из любви к людям приняло унижение страдания и крестной смерти. Легкость перехода от перспективы вечности к истории спасения является характерной для Сузо, часто встречается она также в Книге Вековечной Премудрости.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий