Из книги блаженного Генриха Сузо «Жизнь» (Vita), I. Глава 7.
Когда приближалась обеденная пора, Слуга во внутренних размышлениях своего сердца становился на колени сперва пред Вековечной Премудростью и просил с упованием, чтоб она вместе с ним пошла к столу. Так он Ей говорил: «Сладчайший Иисусе Христе, приглашаю Тебя огромной жаждой моего сердца и прошу, чтоб и сегодня не отказал мне в своем нежном присутствии, Ты, который в благости своей кормишь меня».
Когда он садился за стол, указывал возлюбленному Гостю своей чистой души место напротив себя, как сотрапезнику и нежно всматривался в него, а время от времени кланялся в сторону Его сердца. Каждый раз, когда перед ним ставили блюдо, он подносил его к небесному Господину, чтоб получить от Него святое благословение, а также любезно и с любовью говорил: «Ах, мой самый лучший Сотрапезник, вкушай, прошу, сейчас со мною, угощайся и ешь со своим слугою». Также и другими милыми словами он обращался к Нему.
Когда должен был пить, подносил чашу и также просил Его, чтобы напился первым. За столом он имел привычку запивать пять раз, как будто бы пил из пяти ран своего возлюбленного Господа. А поскольку из Его Божественного бока вытекли вода и кровь, последнюю порцию Слуга делил на две части, и обе выпивал с любовью равной любви сердца наиболее любящего на земле и равно пламенной, как любовь наивысшего серафима – с жаждой, чтобы их любовь полностью наполнила его сердце. Если какое-либо блюдо было невкусным, он просил погрузить его в кровь текущую из Его любящего сердца, глубоко уверенный в том, что тогда оно ему не повредить.
Он очень любил фрукты, но Бог не хотел утолить эту жажду. В видении он узрел, как некто давал ему яблоко, говоря: «Возьми! – ты ведь хочешь его». На это он ответил: «Нет, все мое удовольствие заключено в Премудрости Вековечной». Но сразу после он осознал, что это неправда, поскольку слишком уж он искал наслаждения во фруктах. Устыдился по этой причине сам в себе и следующие два года вообще не ел их. Все это время его жажда не угасала, а на третий год выдался неурожай, и монастырь остался без фруктов. Тогда Слуга, преодолев с большим усилием желание чем-то отличаться за столом, просил Бога о том, чтобы – если позволит ему есть фрукты – обеспечил ними весь монастырь. И так сталось. Однажды утром появился какой-то незнакомец и пожертвовал монастырю большую сумму новых пфеннигов, при условии, однако, что они пойдут на закупку яблок. Согласились с этим, и долгое время фрукты были в изобилии, а он с благодарностью снова начал их употреблять.
Большие плоды он делил на четыре части: три вкушал в честь Святой Троицы, а четвертую – с любовью, с которой Пресвятая Матерь давала яблочко своему наимилейшему Дитяти. Эту часть он не чистил, поскольку малые дети едят, как правило, именно таким способом. После Рождества он вообще не съедал эту четвертую часть; мысленно жертвовал ее возлюбленной Матери, чтоб дала ее своему младенцу, наимилейшему Сыночку; и таким образом сам от нее отказывался. Когда ему временами приходилось есть или пить слишком поспешно, стыдился этого перед своим Сотрапезником. А если когда-либо за столом отступал от этих своих правил, сам накладывал на себя покаяние.
Однажды пришел к нему из другого города некий добрый человек и сказал, что было у него видение, в котором Бог так ему сказал: «Если хочешь знать, как следует вести себя за столом, сходи к моему Слуге и попроси его, чтоб рассказал тебе, как он поступает».
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий