Сокрытый Образ Божий

10/08/2013, No Comment

Из трактата «О благородном человеке» (Vom edlen Menschen), Мастера Экхарта. 13-16.

Для внутреннего, благородного человека, того в котором было посеяно Божье зерно и явлен Божий образ, известный учитель, Ориген нашел сравнение представляющее то, каким способом это зерно и образ Божественной природы и Божественной сущности, Сын Божий, показывается и являет себя в нашем сознании, но заодно время от времени скрывается. А именно он говорит, что Образ Божий, Сын Божий, находится в глубине души как живой источник. Если, однако, кто-либо насыплет на него земли, то есть земной похоти, она закроет его и заслонит до той степени, что нельзя будет его вообще узнать или заметить. Однако же этот источник остается живым, и если убрать насыпанную в него извне землю, снова появится и можно будет его увидеть. Говорит он также, что эта истина появляется уже в Первой Книге Моисеевой, которая повествует о том, как Авраам докопался на своем поле до источника живой воды, но злые люди засыпали ее землей. Когда, однако, потом землю убрали, источники живой воды снова стали видны (Быт 26, 14…).

Можно тут воспользоваться еще другим сравнением: солнце светит на самом деле без перерыва, когда же, однако между нами и ним находится туча или туман, не видим его сияния. Подобным образом происходит, когда глаз болен, ослаблен или закрыт – тогда он также не видит свет. Сам я использовал еще одно удачное сравнение. А именно, когда мастер вырезает образ в дереве или камне, не вводит его в дерево, но снимает стружки, которые его заслоняли и скрывали, ничего не добавляет к дереву, но снимает и убирает из него оболочку или ржавчину, и тогда начинает блестеть то, что они скрывали. Это и есть то сокровище, которое – как Христос рассказывает в Евангелии – покоился укрытый в земле (Мф 13, 44).

Св. Августин говорит: когда в человеке вся его душа направлена к вечности, к Богу, тогда Образ Божий сияет и светится, но когда обращается к внешнему, хотя бы к внешним благочестивым поступкам, Образ этот снова полностью скрывается*. Именно такое значение имеют слова св. Павла, когда он говорит, что женщины имеют покрытые головы, а мужчины открытые (1 Кор 11, 4…). Поэтому также: все, что в душе обращено вниз от того к чему направлено, получает заслону, покров; то же, что в ней возносится вверх, является чистым образом Божьим, Его чистым, не скрытым рождением в разоблаченной душе. О благородном человеке, о том, что Божий Образ, рождение Бога, семя Божественной природы никогда в нас не уничтожается, хотя может быть укрыто, говорит в Псалмах царь Давид: хоть человека иногда сбивает опустошение, боль и страдание, далее остается он в Образе Божиим, а Образ в нем. Истинный свет светит во тьме, хотя мы его не замечаем.

«Не смотрите, что я смугла – говорит Книга любви – я все же красива и стройна. Но солнце отобрало у меня цвет» (ср. Песн 1, 5). Под «солнцем» следует разуметь свет этого мира, поэтому этот текст говорит нам, что даже наивысшее и наилучшее, если соделано и сотворено, заслоняет в нас и затмевает Образ Божий. «Удалите только ржавчину с серебра – говорит Соломон – и засверкает и засияет этот чистейший из всех сосуд» (ср. Притч 25, 4), то есть Образ, Сын Божий в душе. И именно это хочет сказать нам Христос в словах: «некий благородный человек отправился». Ибо если человек действительно хочет принять Сына и Ним стать, должен выйти из всех образов и из себя самого и стать далеким от всего этого и неподобным – иначе не окажется на лоне и в сердце Отца.

* См. De Trinitate, XII, 7, 10 (PL 42, 1003n) .

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий