Одни Бог и один человек

10/15/2013, No Comment

Из трактата «О благородном человеке» (Vom edlen Menschen), Мастера Экхарта. 17-19.

Богу чуждо всяческое посредничество. «Я есмь Первый и Последний» - говорит Он (Откр 22, 13). Различия нет ни в Божественной природе, ни в Лицах, рассматриваемых в единстве природы. Природой Божией является единство, каждое же Лицо также является единым – тем самым, чем является и природа*. Разница между существованием и сущностью бывает понимаема как единство, таковом она и является в действительности. Это Единство получает, имеет и составляет разницу только тогда, когда выходит из себя. Поэтому: Бога находим в едином, единым также должен стать тот, кто хочет Его найти. «Один человек** отправился» - говорит Христос. В различии мы не находим ни единого, ни бытия, ни Бога, ни покоя, ни счастья, ни удовольствия. Будь единым и сможешь найти Бога. Воистину, если бы ты был по-настоящему единым, оставался бы ним даже во множестве, ибо тогда оно стало бы для тебя единством и не могло бы составлять для тебя никакого препятствия. Единство остается единым как в миллионе, так и в четырех камнях, а миллион – такое самое простое число как четыре.

Некий языческий учитель говорит, что Единство родилось из наивысшего Бога. Его характеристика – образовывать одно с Единым. Кто ищет его ниже Бога, обманывает сам себя. В-четвертых, говорит тот же учитель, истинная дружба соединяет Единого с девами или девицами – согласно со словами св. Павла: «как чистых дев отдал я вас и обручил Единому» (ср. 2Кор 11, 2). Таким самим должен быть человек, ибо Господь говорит: «Один человек отправился».

«Человек», в истинном этого слова значении в его латинском звучании значит, во-первых: тот, кто со всем чем он является и что ему принадлежит, склоняется пред Богом, Его слушает и к Нему возносит очи, и не смотрит на свое, на то, что видит за собою, под собою и возле себя. В этом заключается полное и истинное смирение. Название это получил он от земли***. Больше об этом тут говорить не буду. Но это слово «человек» значит также нечто, что возносится над своей природой, временем и над всем, что с ним связано или имеет его вкус – и тоже самое касается пространства и материи. «Человек» этот также не имеет в определенном смысле ничего общего с ничем, это значит, что нет в нем общей формы или подобия с там или этим и ничего не знает он о ничем – до той степени, что ничто в нем нельзя с ним найти или разглядеть и он настолько свободен от него, что остается в нем только чистая жизнь, бытие, истина и благо. Таким вот и есть «благородный человек» - воистину, и нельзя тут ничего ни прибавить, ни убавить.

* Unterschiedenheit gibt est weder in der Natur Gottes noch in den Personen entsprechend der Einheit der Natur. Die göttliche Natur ist Eins, und jede Person ist auch Eins und ist dasselbe Eine, das die Natur ist. Осужденные как «подозрительные», эти предложения в булле звучат: Omnibus distinctio est a Deo aliena, neque in natura in personis; probatur: quia natura ipsa est una et non unum et quaelibet persona est una et idipsum unum, quod natura (DS 947). Оба текста согласны друг с другом. С попытками объяснить единство в Боге Экхарт имел проблемы уже во время кёльнского процесса, на котором эти тезисы также были поставлены под вопрос.

** Ein Mensch Экхарт интерпретирует немного свободным способом, не как «некий» человек, а как «один» человек в численном значении, для того, чтоб подкрепить постулат единства человека библейскою цитатою.

*** Средневековая этимология ассоциировала homo (человек) с humus (земля) и humilis (униженный, смиренный).

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

комментарии: о. Веслав Шимона ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий